Выставки

Персонифицированный учет

Услуги частного бухгалтера. Бухгалтерское сопровождение организаций малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей Москвы. Бухгалтерское обслуживание организаций и ИП на системах налогообложения ОСНО, УСН, ЕНВД.

Веду персонифицированный учет для организаций и ИП. Сдаю персонифицированную отчетность в ПФР. Для организаций и предпринимателей, у которых я веду бухгалтерский учет, данная услуга входит в общую отчетность. Конечно же я выполняю и разовую работу по составлению и, при необходимости, сдаче отчетности в ПФР. Консультирую по вопросам перс учета.

Персонифицированный учетЧто такое персонифицированный учет.

Система индивидуального персонифицированного учета обеспечивает сбор сведений о трудовом стаже и заработке, на который начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд.

Организациям и ИП, в которых ведется финансово хозяйственная деятельность, необходимо вести персонифицированный учет и сдавать отчетность в ПФР ежеквартально.

Персонифицированный учетРасписание и сроки сдачи сведений о персонифицированном учете за 2011 год:

  • 1 отчетный квартал – до 16 мая
  • 2 отчетный квартал – до 15 августа
  • 3 отчетный квартал – до 15 ноября
  • 4 отчетный квартал – до 15 февраля 2012 года

Для составления и сдачи отчетности в ПФР необходимы документы и сведения:

  • Полное и краткое наименование организации
  • ИНН, КПП, ОКАТО
  • Юридический адрес
  • ОГРН
  • Телефон
  • ФИО главного бухгалтера, руководителя
  • Свидетельство о постановке на учет в ПФР
  • ФИО, дата рождения
  • № страхового свидетельства в ПФР
  • Адрес регистрации и фактического места жительства
  • Паспортные данные
  • Точные даты работы за отчетный год
  • Информация о неоплачиваемых отпусках, периодах нетрудоспособности, отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком
  • Сведения о начисленной зарплате, о взносах в ПФР с разбивкой на страховую и накопительную части

Кроме того, необходимо будет предоставить копии платежных поручений по уплате взносов за отчетный период и копию формы АДВ-6-2 за прошедший отчетный период.

Персонифицированный учетОбычно персонифицированная отчетность включает:

  • Форма СЗВ-6-1. Сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица.
  • Форма СЗВ-6-2. Реестр сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование застрахованных лиц (списочная форма).
  • Форма АДВ-6-2. Опись сведений, передаваемых страхователем в ПФР.
  • Форма АДВ-6-3. Опись документов, передаваемых страхователем в ПФР.
  • Форма СПВ-1. Сведения о начисленных, уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица для установления трудовой пенсии.

Персонифицированный учетОрганизациям и ИП, не ведущим финансово-хозяйственной деятельности, так же необходимо уделять время персонифицированной отчетности. Не смотря на отсутствие деятельности, как минимум генеральный директор в штате организации присутствует. Как правило, для таких организаций за отчетный период подаются сведения о том, что сотрудники находятся в административном отпуске (отпуск за свой счет) — форма СЗВ и форма АДВ. Индивидуальным предпринимателям, у которых не велась финансово-хозяйственная деятельность и которые не осуществляли выплат физическим лицам, необходимо ежегодно сдавать отчетность по персонифицированному учету на себя. Такая отчетность никогда не бывает нулевой, т.к. взносы в ПФР начисляются и уплачиваются вне зависимости от того, велась деятельность или нет. Индивидуальным предпринимателям с наемным трудом, у которых не велась финансово-хозяйственная деятельность, отчетность по персонифицированному учету аналогична организациям с отсутствием ФХД. Срок сдачи отчетности индивидуальных предпринимателей до 1 марта.

Сейчас есть множество онлайн ресурсов, которые помогают составлять отчетность. Соответственно, некоторые предприниматели и небольшие организации составляют отчетность самостоятельно. Это хороший способ сэкономить бюджет. Здесь необходимо понимать, что пенсионный фонд регулярно меняет правила. Порой бывает, что новые бланки отчетности публикуются в период сдачи отчетности. Для того, чтобы быть в курсе постоянно меняющихся условий работы, этим нужно заниматься профессионально. Если особенности бизнеса или бюджет не позволяет содержать штатного специалиста бухгалтера и у Вас есть сложности с самостоятельной подготовкой отчетности, я могу проконсультировать Вас по интересующему вопросу. Консультация может быть по телефону, по электронной почте, по скайпу или же лично. В любом случае, даже если вы подготовили все сами, лучше лишний раз убедиться, что все правильно, чем отстоять очереди в ПФР и узнать что что-то не так.

Стоимость ведения персонифицированного учета, составления и сдачи отчетности можно посмотреть в разделе цены.

Системе пенсионного персонифицированного учета – 15 лет

Персонифицированный учетВ 1999 году серверы системы персонифицированного учета установлены в оставшихся 26 регионах Российской Федерации. В 1998 году были подключены еще 45 регионов, в которых установлены региональные и районные сервера. Для назначения пенсии сведения персонифицированного учета передаются органам, осуществляющим пенсионное обеспечение, по их запросу.

Завтра Пенсионный фонд Российской Федерации отмечает 15-летие системы персонифицированного учета. Именно 18 августа 1995 года по поручению Правительства Российской Федерации Пенсионный фонд начал практическую реализацию «пилотного» проекта по персучету в пяти субъектах Российской Федерации. Индивидуальный (персонифицированный) учет – это учет сведений о каждом гражданине для реализации его пенсионных прав. Система персучета выглядит следующим образом.

Напомним, что концепция внедрения персонифицированного учета была принята Правлением ПФР в январе 1995 года, а к лету того же года был готов проект Федерального закона 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». С начала реализации проекта специалисты ПФР по крупицам создавали базу данных лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования. Сведения, определяющие пенсионные права граждан, стали фиксироваться не в момент их обращения за назначением пенсии, как было до 1995 года, а в реальном времени их трудовой деятельности.

Всегда отчитывались по каждому (года с 2002 если правильно помню). 2010 указывались только начисления, а с 2010 года указываем еще и уплату. В 2013 году индивидуальные сведения (формы СЗВ-6-4. Было необходимо предоставить формы СЗВ-6-1, СЗВ-6-2 в сопровождении формы АДВ-6-2.

Персонифицированный учет

Персонифицированный учет в России начал действовать с 1996 года. Он был спроектирован и реализован как система информационного обеспечения государственного пенсионного страхования, т.е. как система представления достоверных сведений для назначения пенсий. Пенсионным фондом не стояла. С внедрением персонифицированного учета ситуация изменилась. Теперь Пенсионный фонд должен сам группировать все сведения о застрахованном лице, поступающие в течение десятков лет от разных работодателей, располагающихся в разных районах и регионах страны.

Системе пенсионного персонифицированного учета – 15 лет

Сегодня Пенсионный фонд поступает следующим образом. Пенсионный фонд проверяет этот перечень и сверяет численность индивидуальных сведений о льготном стаже с перечнем. Информация, поступающая в систему персонифицированного учета, по закону является конфиденциальной. Все сведения о застрахованных лицах, поступающие в ходе ведения персонифицированного учета в Пенсионный фонд, вводятся в информационную систему.

Персонифицированный учет

В течение 1996 года проходил пилотный проект внедрения системы персонифицированного учета. Он охватывал всего 4 города Российской Федерации. Число рабочих мест пользователей увеличилось до 2000. В 1997 году было зарегистрировано 20 миллионов застрахованных лиц. Начался сбор сведений о стаже и заработке в новых регионах.

Персонифицированный учет

В него были включены г. Заречный (Пензенская обл.), г. Электросталь (Московская обл.), г. Обнинск (Калужская обл.), г. Саров (Нижегородская обл.) и г. Москва. На каждого работающего гражданина в начале его трудовой деятельности ПФР открывает индивидуальный лицевой счет, в котором накапливаются все данные, необходимые для назначения ему в будущем трудовой пенсии. То есть, где бы человек не работал в разные периоды своей жизни, в том числе и по совместительству, сведения о его стаже и страховых взносах в пенсионную систему будут попадать на один и тот же индивидуальный лицевой счет. В дальнейшем это избавит людей при выходе на пенсию собирать справки о стаже и заработке.

К 2000 году работающее население страны было полностью охвачено персонифицированным учетом. На сегодняшний день в системе персучета зарегистрировано свыше 100 миллионов россиян и накоплено более 12 терабайт информации.

Какая сумма накопилась – можно узнать из извещений, которые Пенсионный фонд рассылает ежегодно. 1 января 1996 года — на территории отдельных административно-территориальных единиц пяти субъектов РФ и с 1 января 1997 года — на всей территории Российской Федерации.

Персонифицированный учет

Для детального разъяснения работы системы индивидуального (персонифицированного) учета обязательного пенсионного страхования Правительством РФ было принято Постановление Правительства РФ от 15 марта 1997 г. N 318 «О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования» и утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, которая действовала до 31 мая 2010 года и являлась практическим руководством для территориальных органов Пенсионного фонда РФ, страхователей и иных субъектов обязательного пенсионного страхования.

Формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (далее именуются — документы персонифицированного учета) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федеральным законом от 17 ноября 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 19 декабря 2009 г. N 987н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах» (зарегистрировано Минюстом России 16 февраля 2010 г. N 16440).

персонифицированный учет

Индивидуальный персонифицированный учет – это персонифицированный учет по отдельно взятому сотруднику.

Персонифицированный учет в нашей компании предполагает: подготовка персонифицированного учета и сдача отчетности в пенсионный фонд. Отчетность в пенсионный фонд включает в себя следующий набор документов:

  1. Форма СЗВ 4-1 — Сведения индивидуального персонифицированного учета о стаже и начисленных взносах (сведения индивидуального персонифицированного учета) сдается: — если у застрахованного лица в расчетном периоде (в отчетном году) были какие-либо условия для назначения досрочной трудовой пенсии, либо при необходимости выделения отдельных периодов ухода за детьми и т.д.; — если работник принимался на работу и увольнялся с работы несколько раз.
  2. Форма СЗВ 4-2 – Сведения индивидуального персонифицированного учета о стаже и начисленных взносах — представление отчетности в пенсионный фонд о застрахованных лицах, не имеющих в расчетном периоде каких-либо условий для досрочного назначения трудовой пенсии и присутствует только одна запись о начале и конце периода работы
  3. Форма АДВ-11 – сведения по персонифицированному учету об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование
  4. Форма АДВ-6-1 – опись документов передаваемых страхователем в ПФР для индивидуальных сведений
  5. Пояснительная записка – входит в персонифицированный учет и сдача ее в комплекте отчетности в Москве обязательна, что не характерно для других регионов страны.
  6. Список застрахованных лиц — формируется в произвольной форме и включается в отчетность в пенсионный фонд

Сдача персонифицированного учета в соответствии с изменениями в законодательстве производится ежеквартально. Сдача отчетности в пенсионный фонд требуется от каждого юридического лица, не зависимо от того, была ли финансово-хозяйственная деятельность субъекта или нет. Отчетность в пенсионный фонд состоит из вышеперечисленных документов и различие заключается только в сведениях, которые вносятся в персонифицированный учет. В случае отсутствия деятельности в течение отчетного периода, сдача нулевого персонифицированного учета обязательна, но за несвоевременно сданную отчетность штрафы не взимаются, так как данные санкции предусмотрены в процентном отношении к сумме начисленных взносов.

Наша организация оказывает помощь в подготовке персонифицированного учета как отдельной бухгалтерской услуги, если фирма не находится на постоянном бухгалтерском обслуживании. Данная услуга подразумевает подготовку полного комплекта документов и по желанию заказчика может включать предоставление отчетности в пенсионный фонд нашим курьером. Персонифицированный учет может быть нулевым, т.е. при отсутствии начислений и выплат по заработной плате, а также включать расчеты от одного до неограниченного числа сотрудников.

Индивидуальный персонифицированный учет в системе Пенсионного фонда в Российской Федерации

Тема: Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе Пенсионного фонда в Российской Федерации

Глава 1 Индивидуальный (персонифицированный) учет сведений в системе Пенсионного фонда Российской Федерации…………………………………….

1.1 Понятие, цели, функции и значение индивидуального (персонифицированного) учета в системе Пенсионного фонда Российской Федерации…………………………………………………………………………..

1.2.Индивидуальный (персонифицированный) учет в пенсионной системе, его возможности…………………………………………………….

1.3 Орган, осуществляющий индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования…………………

Глава 2 Анализ деятельности отдела организации персонифицированного учета и хранения документов в Отделении Пенсионного фонда России по Иркутской области…………………………………………………………………

2.1 Аналитическая информация по организации персонифицированного учета и хранения документов в Отделении Пенсионного фонда России по Иркутской области предоставленные за период 2004-2009гг……………………

2.2 Анализ внедрения и использования социальных карт в регионах и отдельных городах РФ…………………………………………………………….

Глава 3 Возможности использования данных индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионного фонда РФ в иных социальных целях…………………………………………………………………………………

3.1 Использование данных индивидуального (персонифицированного) учета для создания социальной карты жителя Иркутской области…………….

3.2 Использование данных индивидуального (персонифицированного) учета и наработанного опыта в регионах, для создания федеральной социальной карты и электронного паспорта гражданина РФ……………………

Список нормативно-правовых актов и литературы………………………………

Объем проектов, реализация которых поручается Пенсионному фонду Российской Федерации в последние годы, требует напряженейшей работы от сотрудников всех территориальных органов Пенсионного фонда РФ и не оставляет достаточно возможностей для осмысления пройденного пути. В то же время заметен интерес вновь приходящих работников в Пенсионную систему к исторической панораме. Да и тем, кто отдал работе в Пенсионном фонде РФ не один год своей жизни, может оказаться полезным оторваться от «текучки», взглянуть несколько отстраненно на сделанное ими и почувствовать, как труд каждого работника Пенсионного фонда РФ вливается в общее государственное дело.

Индивидуальный (персонифицированный) учет берет свое начало от 01.04.1996 года Федеральным законом № 27 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования».

С самого начала развитию системы индивидуального (персонифицированного) учета было предано важное значение. Это связывалось с тем, что при переходе к формированию пенсионных прав на основании учета фактически уплаченных страховых взносов и в связи с введением в то время накопительной части трудовой пенсии и профессионального пенсионного страхования необходимо было в кратчайшие сроки приспособить только сложившуюся систему персонифицированного учета к новым условиям.

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации, который на каждое застрахованное лицо открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, в котором содержатся определенные сведения.

В самом начале система индивидуального (персонифицированного) учета обеспечивала только сбор сведений о трудовом стаже и заработке, на который начислялись страховые взносы в Пенсионный фонд.

В данное время с помощью системы индивидуального (персонифицированного) учета возможно прогнозирование расходов на выплату пенсий, определение тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, расчет макроэкономических показателей, касающихся государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

За последние годы вся система Пенсионного обеспечения потерпела ряд значимых изменений, естественно и индивидуальный (персонифицированный) учет тоже изменился, и в данное время вышеуказанный учет имеет потенциал, использование которого возможно в различных сферах жизнедеятельности всего населения Российской Федерации. Хотя конкретных направлений использования базы персонифицированного учета не кому ни кто системно не изучал.

Актуальность темы: в настоящее время индивидуальный (персонифицированный) учет обладает большой базой данных, которую возможно использовать для создания социальных карт.

Степень изученности: является недостаточно изученным и изучается такими авторами: Афанасьев С.А.; Белякин В.Г.; Л.А. Дробозина; В.П. Климович.

Целью данной работы является анализ структуры и технологии индивидуального (персонифицированного) учета в системе Пенсионного фонда РФ, рассмотрение возможности использования данных персонифицированного учета в социальных платежных картах в различных субъектах Федерации и отдельных городах и определение проблемных вопросов в направлении введения общефедеральной социальной платежной карты.

Для реализации поставленной цели, по мнению автора, необходимо решить следующие задачи:

в общем, описать орган ведущий индивидуальный (персонифицированный) учет, а именно Пенсионный фонд РФ;

разобраться, что такое индивидуальный (персонифицированный) учет в системе Пенсионного фонда РФ;

определить технологию ведения персонифицированного учета, порядок предоставления сведений и сроки хранения данных вышеуказанного учета в системе Пенсионного фонда РФ;

провести сравнение действующих социальных платежных карт на территории РФ;

сформулировать возможные трудности при введении общефедеральной социальной — платежной карты.

обоснованно сформулировать необходимость использования базы данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе Пенсионного фонда РФ при создании электронного паспорта гражданина Российской Федерации.

Объектом исследования является Пенсионный фонд России, предметом – индивидуальный (персонифицированный) учет сведений.

Автором данной работы при анализе использовались следующие методы исследования: сравнительный анализ данных представленных за период 2004-2009 гг.; экономический анализ; статистические методы обработки данных.

Описание структуры работы:

В первой главе данной выпускной квалификационной работы рассмотрено общее устройство Пенсионного фонда РФ, его становление и развитие в нашем государстве, основные социально значимые функции Пенсионного фонда, понятие цели и функции индивидуального (персонифицированного) учета в системе Пенсионного фонда РФ, возможности вышеуказанного учета в Российской Федерации. Пенсионное обеспечение зародилось в России в начале двадцатого века. Пенсионный фонд Российской Федерации образован постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами Пенсионного обеспечения в Российской Федерации, после чего неоднократно вся Пенсионная система видоизменялась. Управление Пенсионным фондом осуществляется Правлением Пенсионного фонда, которое имеет и выполняет определенные функции. После 1996 года упомянутый закон неоднократно претерпевал изменения, и в настоящее время у Пенсионного фонда РФ на основе этого же закона имеется база со всесторонними сведениями о всех застрахованных лицах в Пенсионном фонде РФ.

Во второй главе проведен анализ деятельности, представлены основные показатели деятельности и информация о состоянии отдела организации персонифицированного учета и хранения документов в Отделении Пенсионного фонда России по Иркутской

В третей главе показаны возможные пути применения базы данных персонифицированного учета, созданной в системе Пенсионного фонда Российской Федерации, в иных социальных целях. Примером использования упомянутых данных является социальные платежные карты, используемые в различных регионах нашей страны, а также в ее отдельных городах. Социальная платежная карта создана для предоставления социальных льгот держателю карты, а также в зависимости от места, где используется указанная карта, она может предоставлять другие различные сервисы. Итогом третьей главы и всей работы является определение проблем, возникающих, при введении вышеупомянутых карт одного образца на всей территории нашей Федерации.

Практической значимостью выпускной квалификационной работы является то, что индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о застрахованных лицах в системе Пенсионного фонда создал базу данных, которая охватывает большинство проживающих в нашем государстве граждан и которая может быть использована не только для целей обязательного пенсионного страхования.

Глава 1 Индивидуальный (персонифицированный) учет сведений в системе Пенсионного фонда Российской Федерации

Понятие, цели, функции и значение индивидуального (персонифицированного) учета в системе Пенсионного фонда Российской Федерации

Современная система обязательного пенсионного страхования представляет собой высокоорганизованный финансовый институт, который обеспечивает выполнение долгосрочных государственных пенсионных обязательств. Наряду с функцией по оперативному наполнению финансовых ресурсов для текущей выплаты государственных пенсий Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет функцию по регистрации и учету застрахованных лиц, проверке достоверности, накоплению и надлежащему хранению их пенсионных обязательств от имени государства, это и является индивидуальным (персонифицированным) учетом данных.

Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном

(персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» установил правовую основу и порядок организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации о государственном пенсионном обеспечении (в части трудовых пенсий).

Индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о занятом населении призван содействовать решению ряда принципиальных проблем.

Во-первых, он должен привести механизмы государственной пенсионной системы в соответствие с развивающимися рыночными отношениями.

Во-вторых, без строгого учета оплаты страховых взносов невозможно развить государственное пенсионное страхование в направлении установления зависимости размера пенсии от страхового стажа и уплаченных страховых взносов. Именно такая зависимость должна положительно сказаться на бюджете государственной пенсионной системы, поскольку она создает заинтересованность в своевременной и полной уплате страховых взносов.

В-третьих, персонифицированный учет создает возможность для более точного прогнозирования изменения численности занятого населения и пенсионеров в стране как в целом, так и по отдельным профессиям и, как следствие, более точной оценки необходимых расходов на выплату пенсий, дополнив его контролем со стороны работников.

Как показывает мировая практика, персонифицированный учет застрахованных граждан имеет все возможности для обеспечения достоверности данных об уплате страховых взносов и структуре трудового стажа работников. Информация, включаемая в индивидуальные лицевые счета, проходит, как минимум пять проверок, прежде чем попадает в информационную базу данных (две из них проводят сами застрахованные лица, а три — органы Пенсионного фонда).

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют контроль за достоверностью информации путем сопоставления суммы индивидуальных сведений с данными о начисленных взносах по всей организации, которые указаны работодателем. После выполнения начальной регистрации эти сведения, как правило, должны совпадать.

Наиболее сложным элементом персонифицированного учета считается контроль достоверности и правильности регистрации специального стажа, который предполагает ведение органами, осуществляющими персонифицированный учет, наблюдательных дел, содержащих, в частности, перечень профессий и количество рабочих мест, дающих право выхода на пенсию при пониженном возрасте, с правом выхода на пенсию по выслуге лет и на льготных основаниях в связи с работой в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и т.п. Сведения, получаемые от работодателей, выверяются путем сопоставления с этим перечнем.

Однако главной фискальной функцией персонифицированного учета является осуществление оперативного контроля за своевременностью, правильностью начисления и полнотой уплаты страховых взносов. Если отмеченные выше функции индивидуального учета выполняются для усиления контроля за стажем и заработком, обоснованием размера пенсии в процессе её исчисления, то оперативный контроль за начисленной заработной платой работника и перечислением текущих страховых платежей в Пенсионный фонд России направлен на устранение условий, при которых и работодатель, и сам работник были бы заинтересованы в сокрытии от начисления в Пенсионный фонд части поступаемых доходов.

Для этого в индивидуальном учете застрахованных лиц, впервые для пенсионной системы, реализован принцип саморегулирования: данные о размере заработка застрахованных лиц не могут быть завышены, поскольку работодатель должен уплачивать с него страховые взносы, в то же время их занижению будет противодействовать сам работник, поскольку это отрицательно сказывается на размере его пенсии.

Поскольку сведения персонифицированного учета будут играть все более важную роль в жизни населения, формируемая система персонификации плательщиков предусматривает также выполнение функций по проверке сведений. Так, в частности, предусматривается документальная и камеральная проверки всех предприятий и организаций по вопросу правильности отражения в сведениях персонифицированного учета стажа и заработка работников. Вышеуказанные проверки систематически проводятся органами Пенсионного фонда России.

В результате перечисленных фискальных мер достоверность фиксации пенсионных прав застрахованных лиц осуществляется не в момент обращения за пенсией, а систематически в ходе их работы. В итоге к моменту выхода работника на пенсию не возникает проблем с подтверждением его трудового и специального стажа, поскольку соответствующие данные будут проверены с сохраненными на его индивидуальном лицевом счете.

Рассмотренные выше теоретические и практические проблемы, решаются внедрением персонифицированного учета в систему государственного пенсионного страхования.

Правовая база индивидуального (персонифицированного) учета кроме Федерального закона №27-ФЗ, также содержит: Федеральный закон №77-ФЗ от 05.05.1997 «О внесении изменений и дополнений в Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации», он устанавливает порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации; Федеральный закон № 138-ФЗ от 25.10.2001 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования»; 12 и 67 статьи из Федерального закона «Об актах гражданского состояния»; постановление Правительства Российской Федерации № 318 от 05.03.1997 «О мерах по организации индивидуального

(персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного пенсионного страхования»; нормативные документы

Министерства труда России и Пенсионного фонда РФ.

В соответствии с Федеральным Законом «Об индивидуальном

(персонифицированном) учете» под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для государственного пенсионного страхования.

Целями индивидуального (персонифицированного) учета являются :

— создание условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;

— обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе) каждого застрахованного лица, определяющих размер пенсии при её назначении;

— создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, а также для назначения пенсий, на основе страхового стажа застрахованного лица и их страховых взносов;

— развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

— создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами;

— информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату пенсий, определение тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, расчета макроэкономических показателей, касающихся государственного пенсионного обеспечения;

— упрощение порядка и ускорение процедуры назначения государственных трудовых пенсий застрахованным лицам.

Индивидуальный (персонифицированный) учет в пенсионной системе, его возможности

Инновационный проект индивидуального (персонифицированного) учета сведений о пенсионных правах каждого гражданина был начат Пенсионным фондом Российской Федерации в 1995 году с согласия правительства Российской Федерации в пяти субъектах Российской Федерации в соответствии с концепцией, принятой постановлением Правления Пенсионного фонда РФ в январе 1995 года. Проект осуществлялся совместно с администрацией субъектов РФ в соответствии с заключавшимися с ними соглашениями. Работающее население страны было охвачено персонифицированным учетом к 2000 году, и он стал информационной и технологической платформой всех последующих изменений в Пенсионной системе, позволив привести ее в соответствие с условиями рыночной экономики.

Как известно, смысл проекта заключается в том, что показатели, определяющие пенсионные права каждого застрахованного лица, фиксируются не в момент обращения этого лица, как было до 1995 года, а в реальном времени его трудовой деятельности. Персональные данные накапливаются и хранятся исключительно в электронной форме в Пенсионном фонде РФ. На сохранность, целостность и защищенность информации, поступившей в систему персонифицированного учета Пенсионного фонда РФ, не влияет качество последующей деятельности и существование организаций, представивших сведения персонифицированного учета за своих работников. Информация обо всех уплаченных за застрахованное лицо страховых взносах хранится в единственном индивидуальном лицевом счете гражданина, даже если у него одновременно несколько работодателей, находящихся в разных регионах РФ. Люди избавлены от необходимости приносить справки от страхователей (работодателей) за период после 1 января 2002 года, даже если обращаются за пенсией в каком-то регионе гражданин в этот период жил и работал на территории другого субъекта Федерации. Это стало нормой деятельности пенсионной системы и включено в нормативные документы, регулирующие ее работу. Сейчас не вызывает удивление, что человек проработавший всю жизнь в Магаданской области, может, переехав в Краснодарский край, обратиться за пенсией в таком же порядке, как местные жители, пенсия ему будет назначена в те же сроки.

Индивидуальный (персонифицированный) учет формируется на основе Конституции Российской Федерации, Федеральных законах и иных нормативно правовых актах Российской Федерации и субъектов РФ, международных договорах Российской Федерации, регулирующих правоотношения в данной сфере.

Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования строится на принципах:

единства и федерального характера обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;

всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и учета сведений о застрахованных лицах;

доступности для каждого застрахованного лица сведений о нем, которыми располагают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющие индивидуальный (персонифицированный) учет;

использования сведений о застрахованных лицах, которыми располагают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, исключительно для целей пенсионного обеспечения, в том числе для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации о профессиональных пенсионных системах;

соответствия сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым страхователем, в том числе физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, для индивидуального (персонифицированного) учета, сведениям о фактически уплаченных и поступивших суммах страховых взносов;

осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и использования, данных указанного учета для назначения трудовой пенсии согласно пенсионному законодательству Российской Федерации, в том числе для реализации застрахованными лицами пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации о профессиональных пенсионных системах.

Порядок ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах включает:

регистрацию Пенсионным фондом Российской Федерации застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;

представление страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений о застрахованных лицах, в том числе сведений о страховом стаже, о заработной плате (доходе), о начисленных и уплаченных страховых взносах (далее — индивидуальные сведения);

представление страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений о включаемых в страховой стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими у них застрахованными лицами до их регистрации в системе обязательного пенсионного страхования;

сроки приема и учета Пенсионным фондом Российской Федерации сведений о застрахованных лицах, а также внесения указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц;

учет Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствующих разделах специальной части индивидуального лицевого счета поступивших страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, взносов на софинансирование, поступивших в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 18, ст. 1943), а также размера назначенной пенсии и выплат за счет средств пенсионных накоплений;

использование индивидуальных сведений для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Всю информацию связанную с персонифицированным учетом сведений о застрахованном лице содержит индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, который на территории Российской Федерации открывается для каждого застрахованного лица отдельный с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета.

Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей, которые содержат различные сведения о застрахованном лице.

В общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются:

1) страховой номер;

2) фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении;

3) дата рождения;

4) место рождения;

6) адрес постоянного места жительства;

7) серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов;

9) номер контактного телефона;

10) дата регистрации в качестве застрахованного лица;

11) периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения трудовой пенсии, а также страховой стаж, связанный с особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

12) заработная плата или доход, на которые начислены страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13) периоды выплаты пособий по безработице;

14) периоды военной службы и другой приравненной к ней службы, включаемые в общий трудовой стаж;

15) сумма начисленных страхователем данному застрахованному лицу страховых взносов. Для лиц 1966 года рождения и старше учитывается сумма страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии по тарифу 16,0 процентных пункта тарифа страхового взноса независимо от фактически уплаченной страхователем суммы страховых взносов за данное застрахованное лицо. Для лиц 1967 года рождения и моложе учитывается сумма страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии по тарифу 10,0 процентных пункта тарифа страхового взноса независимо от фактически уплаченной страхователем суммы страховых взносов за данное застрахованное лицо;

16) суммы уплаченных и поступивших за данное застрахованное лицо страховых взносов;

17) сведения о расчетном пенсионном капитале, включая сведения о его индексации;

18) сведения об установлении трудовой пенсии и индексации ее размера, включая страховую часть трудовой пенсии;

19) сведения о закрытии индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

В специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются:

1) сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поступившая на накопительную часть трудовой пенсии. Указанная сумма для лиц 1967 года рождения и моложе учитывается по тарифу 6,0 процентных пункта тарифа страхового взноса:

1.1) суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, суммы взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, поступивших в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»;

1.2) суммы поступивших взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»;

2) сведения о выборе застрахованным лицом инвестиционного портфеля (управляющей компании);

3) сведения, отражающие результаты ежегодной передачи средств пенсионных накоплений на инвестирование управляющим компаниям;

4) сведения, отражающие результаты временного размещения средств пенсионных накоплений в период до отражения их в специальной части индивидуального лицевого счета;

5) сведения, отражающие учет дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений;

6) сведения, отражающие учет необходимых расходов на инвестирование средств пенсионных накоплений;

7) сведения о передаче средств пенсионных накоплений от одной управляющей компании другой;

8) сведения о передаче средств пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд;

9) сведения о передаче средств пенсионных накоплений из негосударственного пенсионного фонда в Пенсионный фонд Российской Федерации;

10) суммы произведенных выплат за счет средств пенсионных накоплений.

11) сведения о правопреемниках умершего застрахованного лица и произведенных им выплатах средств пенсионных накоплений.

В профессиональной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются:

1) суммы страховых взносов, дополнительно уплаченных и поступивших за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы;

2) суммы инвестиционного дохода;

3) продолжительность профессионального стажа;

4) суммы произведенных выплат.

Специальная и профессиональная части индивидуального лицевого счета могут содержать также другие сведения, передаваемые в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Содержащиеся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица сведения систематически уточняются и дополняются. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица хранится в Пенсионном фонде Российской Федерации в течение всей жизни застрахованного лица, а после его смерти — в течение срока, предусмотренного порядком хранения пенсионных дел.

Информация о пенсионных правах граждан, включаемая в их индивидуальные лицевые счета, носит объективный характер, поскольку подтверждена суммами поступивших в Пенсионный фонд РФ страховых взносов страхователей. Поэтому внедрение персонифицированного учета и назначение пенсии на его основе остановило и предотвратило массовое распространение фальшивых справок о заработке от работодателей, которые появились в начале 90-х годов (к 1997 году, по данным Главного контрольно-ревизионного управления Пенсионного фонда РФ, такие справки составляли 17,2% от числа проверенных). Сейчас бессмысленно фантазировать на тему о том, что было бы с пенсионной системой России, если бы не был создан персонифицированный учет, но то, что он стал ее стержнем, это очевидно для всех, кто не закрывает глаза на реальность.

Учитывая, что внедрение персонифицированного учета было завершено в 2000 году, пенсионное законодательство, принятое в 2001 году, базировалось на использовании информации, которая в соответствии с законодательством была накоплена в системе персонифицированного учета и поддерживается в актуальном состоянии. Сейчас объем этой информации превышает 15 терабайт (15 в 13-й степени знаков). Ежегодно информационные ресурсы персонифицированного учета пополняются данными около 85 млн. документов, которые поступают от страхователей практически полностью в электронной форме, в том числе и через Интернет. При этом используется электронная цифровая подпись.

Для пенсионной системы Российской Федерации реализованный в Пенсионном фонде РФ проект персонифицированного учета создал механизмы и технологии заблаговременной подготовки информационно-правовой основы для назначения пенсии по старости тем гражданам, у которых приближается пенсионный возраст. Персонифицированный учет – это один из факторов, который обеспечил возможность к середине 2007 года назначать до 94% пенсий в течении 10 дней.

Благодаря онлайновому доступу к информационным ресурсам персонифицированного учета в настоящее время имеется возможность предоставлять государственные социальные услуги населению на качественно новом уровне: непосредственно в процессе обращения граждан в территориальные органы Пенсионного фонда РФ, в том числе через информационные терминалы самообслуживания. Более того, такие услуги оказываются мобильными клиентскими службами Пенсионного фонда РФ, которые систематически приезжают в малочисленные населенные пункты для предоставления консультаций гражданам этих населенных пунктов и приема от них документов, работают в удаленном защищенном режиме с базами данных, находящимся в отделениях Пенсионного фонда РФ на расстоянии до нескольких сот километров. Аналогичным образом из мобильных клиентских служб производится доступ к информационным ресурсам получателей пенсии.

В системе персонифицированного учета Пенсионного фонда хранятся сведения о заявлениях, в которых застрахованные лица изъявляют свою волю о выборе управляющих компаний для инвестирования средств пенсионных накоплений, учтенных в их индивидуальных лицевых счетах, или о передаче средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды для осуществления обязательного пенсионного страхования. Без персональных данных, содержащихся в системе индивидуального (персонифицированного) учета, реализация пенсионного законодательства в части накопительной составляющей пенсии не могла быть осуществлена.

Федеральный закон от 17.12.2001 года №173-ФЗ в 6 главе определил порядок преобразования (конвертации) пенсионных прав, заработанных гражданами до 2002 года, в расчетный пенсионный капитал, являющийся основным показателем новой пенсионной формулы. В Пенсионном фонде РФ обеспечивается информационная и технологическая готовность для включения в систему персонифицированного учета соответствующих данных. После рассылки результатов конвертации застрахованным лицам с целью проверки ими этих результатов и возможных уточнений будет в полной мере реализована возможность назначения трудовой пенсии по старости без предоставления документов, подтверждающих справок о стаже и заработке, в том числе и за период до 2002 года, поскольку все данные о страховом стаже и расчетном пенсионном капитале уже будут содержаться в актуальном и проверенном гражданами состоянии в системе персонифицированного учета.

С использованием данных индивидуального (персонифицированного) учета осуществлено информационное обеспечение ежегодного процесса корректировки и пересчета страховой части трудовых пенсий. Так, для проведения указанных работ в 2009 году из информационных ресурсов получено 10241848 выписок из индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц.

Полномасштабное внедрение персонифицированного учета дало возможность принять соответствующие нормы федерального законодательства и с 2003 года информировать все занятое население Российской Федерации о заработанных гражданами пенсионных правах путем рассылки извещений с персональными данными о состоянии их индивидуальных лицевых счетов. Ежегодно осуществляется информирование застрахованных лиц о состоянии специальной части их индивидуальных счетов (до 1 сентября) и о состоянии общей (страховой) части их индивидуальных лицевых счетов (до 31 декабря). Информирование производится в виде почтовых отправлений через ФГУП «Почта России», а также с использованием компьютерных сетей, в электронной форме.

Информация, содержащаяся в извещении Пенсионного фонда РФ, создает возможность работающим гражданам контролировать уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, осознано принимать решение о выборе управляющей компании и инвестировании страховых взносов на накопительную часть пенсии. Увидев из извещений Пенсионного фонда РФ, что работодатель не уплачивает за них страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, граждане обращаются в судебные инстанции с исками об обязании работодателей к уплате страховых взносов за этих граждан. Как правило, в судебных процессах по этим искам третьей стороной выступает соответствующий орган Пенсионного фонда РФ.

Ценность информационных ресурсов персонифицированного учета заключается не только в использовании в установленном законодательном порядке содержащихся в них персональных данных граждан, но также и в обеспечении обезличенными статистическими данными процессов становления бюджета Пенсионного фонда РФ актуарных расчетов, позволяющих оценить финансовое состояние пенсионной системы на перспективу. На основе этих ресурсов рассчитывается численность работающих граждан в стране по категориям и определяется средняя официальная заработная плата по этим категориям. Поскольку эти данные подтверждены уплатой страховых взносов, достоверность их достаточно высока, что предопределяет и точность расчетов. Представляется, что межотраслевое использование статистики персонифицированного учета, в том числе для анализа рынка труда и миграции населения, занятого в официальном секторе экономики, может быть расширено при соответствующем обеспечении Пенсионного фонда РФ ресурсами. На основе анализа данных персонифицированного учета могут быть получены даже несколько неожиданные результаты. Например, в 2006 году в одном из регионов Приволжского федерального округа среднемесячная зарплата 51.1% работающего населения была меньше чем среднемесячная пенсия.

Система персонифицированного учета позволяет отделениям Пенсионного фонда РФ определять начисленную среднею зарплату по каждому страхователю и на этой основе совместно с органами власти субъекта Федерации добиваться, чтоб зарплата не была ниже прожиточного минимума. Такая робота осуществляется отделениями Пенсионного фонда РФ совместно с профсоюзными организациями и трехсторонними комиссиями в субъектах РФ.

Подобное использование данных персонифицированного учета в управленческой деятельности в субъектах Федерации повышает эффективность контроля за соблюдением прав работающего населения и увеличивает базу для налога на доходы физических лиц и для страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Персонифицированный учет создал организационно — технологические и правовые возможности использования персональных данных граждан не только в Пенсионном фонде РФ, но и в других социальных фондах. Благодаря единому идентификатору персональных данных, принятому в Федеральном законе от 22.08.2004 года №122-ФЗ, которым является страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) граждан в системе персонифицированного учета, стало возможным использование Федерального регистра лиц имеющих право на государственную социальную помощь, во всех социальных фондах и во всех субъектах Российской Федерации. Актуализированные данные регистра передаются ежемесячно отделениями Пенсионного фонда РФ в региональные отделения Фонда социального страхования, в уполномоченные органы исполнительной власти каждого субъекта Федерации. Этот обмен данными осуществляется в электронной форме с электронной цифровой подписью.

Аналогичным образом территориальные органы Пенсионного фонда РФ осуществляют на основе данных персонифицированного учета информационную поддержку процесса оценки нуждаемости при предоставлении муниципальных льгот ЖКХ.

Проект персонифицированного учета в силу объема информации, количества клиентов и необходимости работы в реальном времени мог быть реализован только с использованием современных информационных технологий. В ходе его реализации в Пенсионном фонде РФ были сформированы определенные стандарты работы с информацией, принимаемые в ходе реализации других функций и других проектов:

максимальное использование электронного представления информации, заверяемой электронной цифровой подписью уполномоченного лица;

программный контроль всех поступающих в Пенсионный фонд РФ и передаваемых из Пенсионного фонда РФ данных с использованием ранее созданных информационных ресурсов;

сокращение объемов архивов бумажных документов и замена их архивами документов в электронной форме;

многоцелевое использование в Пенсионном фонде РФ сформированных информационных ресурсов;

неукоснительное соблюдение требований федерального законодательства о персональных данных при работе с информацией;

предоставление застрахованному лицу (в том числе пенсионеру) или представителю страхователя, посетившему территориальный орган Пенсионного фонда РФ, полного объема консультаций, документов и информации, то есть выполнение всех процедур «в присутствии» посетителя, что обеспечивается за счет онлайнового доступа к информационным ресурсам Пенсионного фонда РФ;

данные необходимые сотруднику Пенсионного фонда РФ для выполнения должностных обязанностей, доступы для него независимо от места их хранения; ему нет необходимости знать, где автоматизированная система Пенсионного фонда РФ находит эти данные – на сервере расположенном в этом же здании районного управления или отдела Пенсионного фонда РФ в данном субъекте Федерации, или в другом отделении Пенсионного фонда РФ независимо от того где он бы не находился;

активное сотрудничество и совместная реализация проектов, ориентированных на совместное информационно — коммуникационные технологии, с партнерами Пенсионного фонда РФ по пенсионному процессу или процессам социальных выплат; наиболее активное сотрудничество осуществляется с ФГУП «Почта России»;

применение новых технологий, решений, не только для обеспечения выполнения специалистами Пенсионного фонда РФ их функций, но и для организации оперативной работы территориальных органов Пенсионного фонда РФ.

Практикой персонифицированного учета в стране занимается около двух десятков тысяч человек, а результатами этой практики пользуются десятки миллионов граждан, в том числе все, кому назначают и пересчитывают пенсии.

1.3 Орган, осуществляющий индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» обязанность осуществлять индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования законодательно возложена на Пенсионный фонд Российской Федерации.

Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» дано определение Пенсионному фонду как государственному учреждению, которое в качестве страховщика осуществляет обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Как уже отмечалось выше, государственное обеспечение (страхование) в Российской Федерации осуществляется из средств, полученных от страховых взносов работодателей, граждан и дотации из федерального бюджета.

Получателем страховых взносов является Пенсионный фонд России, который и обеспечивает выплату пенсий гражданам. Пенсионный фонд Российской Федерации образован в целях государственного управления денежными средствами, предназначенными для пенсионного обеспечения граждан.

Образование новой структурной единицы в пенсионной системе государства — Пенсионного фонда Российской Федерации — было узаконено постановлением Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации».

Статус и обязанности Пенсионного фонда России определены Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации.

Поскольку Пенсионный фонд России является самостоятельным финансовым учреждением, он выполняет необходимые операции в установленном порядке, в соответствии с действующим законодательством РФ. При этом денежные средства Пенсионного фонда России находятся в государственной собственности, а сам фонд является некоммерческой организацией. Денежные средства Пенсионного фонда России не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат.

Управление деятельностью Пенсионного фонда России осуществляется Правлением, на которое возлагается ответственность за выполнение Пенсионным фондом своих непосредственных обязанностей надлежащим образом. Постоянно действующим органом Правления Пенсионного фонда России является исполнительная дирекция. В состав Правления Пенсионного фонда России могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. Для контроля деятельности исполнительной дирекции в Пенсионном фонде России создана ревизионная комиссия.

Признание Пенсионного фонда России федеральной государственной собственностью — одна из особенностей российской пенсионной системы. Во многих странах с солидарно-распределительными системами подобные фонды не являются государственной собственностью, в том числе федеральной, а чаще всего рассматриваются как собственность самих застрахованных и работодателей, хотя и со строго целевым назначением, исключающим какое-либо иное использование средств Фонда и тем более их изъятие государством.

Основными задачами Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с Положением являются:

целевой сбор, аккумулирование страховых взносов, а также финансирование из своих средств расходов, определенных названным Положением;

организация работы по взысканию с работодателей и граждан установленных сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца при нарушении норм охраны труда;

капитализация средств Пенсионного фонда России, привлечение к сотрудничеству физических лиц;

осуществление контроля за своевременным и полным поступлением средств в счет страховых взносов;

организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организация и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации ;

участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных договоров и соглашений по пенсионным вопросам;

изучение и обобщение практики применения нормативных актов по уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов и дальнейшее её совершенствование;

осуществление научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

проведение разъяснительной работы среди пенсионеров и работодателей по вопросам, касающимся пенсионного обеспечения.

Для решения поставленных задач сформирована трехуровневая структура управления Пенсионным фондом России.

Как отмечалось выше, на федеральном уровне управление пенсионной системой обеспечивается Правлением Пенсионного фонда России и его исполнительным органом — исполнительной дирекцией.

Управление органами Пенсионного фонда в республиках, краях, областях, национально-территориальных образованиях осуществляется региональными отделениями Пенсионного фонда России.

При подобной структуре каждый субъект получает управляющее воздействие от соответствующего объекта вышеназванного уровня и, в свою очередь, управляет определенным количеством объектов нижестоящего уровня.

В состав руководящего органа — Правления ПФР — входят по должности председатель, первый заместитель, заместитель председателя Правления и исполнительный директор Пенсионного фонда России, а также управляющие несколькими отделениями Пенсионного фонда.

Правление ПФР выполняет следующие функции:

несет ответственность за выполнение функций, относящихся к политике Пенсионного фонда России;

определяет перспективы и насущные задачи Пенсионного фонда России;

издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности Пенсионного фонда России;

решает другие вопросы, входящие в компетенцию Пенсионного фонда России.

На уровне субъектов Российской Федерации во всех регионах действуют региональные отделения ПФР, включающие аппарат Отделения и службы по назначению, выплате пенсии, учет и проверку пенсионных прав застрахованных лиц.

Основной задачей регионального Отделения ПФР является организация персонифицированного учета застрахованных граждан и финансирование пенсий.

Поскольку Пенсионный фонд России не является коммерческой организацией, исключена возможность его участия в коммерческих проектах и сделках, тем не менее, основное предназначение средств Пенсионного фонда Российской Федерации, состоит в выплате государственных пенсий, обеспечение нормального функционирования Пенсионного фонда России и его органов, а также проведение мероприятий, относящихся к сфере социальной защиты населения.

Уполномоченные представители Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от предприятий, организаций, учреждений и граждан необходимые документы и сведения, находящиеся в ведении Пенсионного фонда России, исключая сведения, составляющие коммерческую тайну, в соответствии с действующим законодательством РФ.

Реализация указанных целей возможна на принципах государственного пенсионного страхования путем использования системы индивидуального (персонифицированного) учета пенсионных страховых взносов занятого населения, а также иных сведений о застрахованных лицах.

Глава 2 Анализ деятельности отдела организации персонифицированного учета и хранения документов в Отделении Пенсионного фонда России по Иркутской области

2.1 Аналитическая информация по организации персонифицированного учета и хранения документов в Отделении Пенсионного фонда России по Иркутской области предоставленные за период 2004-2009гг.

В 2009 г. деятельность отдела организации персонифицированного учета и хранения документов была направлена на реализацию Федеральных законов от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», от 30.04.2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Отдел организации персонифицированного учета решал следующие задачи:

Обеспечение полноты начальной регистрации граждан в системе индивидуального (персонифицированного) учета.

Актуализация, дополнение и уточнение базы данных индивидуального (персонифицированного) учета.

Совершенствование системы информационного обеспечения назначения трудовых пенсий, массового перерасчета и корректировки пенсий.

Развитие системы обмена информацией по персонифицированному учету между страхователями и органами Пенсионного фонда РФ по электронным каналам в связи с использованием электронной цифровой подписи.

Комплексным планом работы Отделения на 2009 год предусмотрены 7 мероприятий, все мероприятия выполнены.

Что такое персонифицированный учет и с какого года введен?

С какого года персонифицированный учет введен законодательно и что подразумевается под этим термином? В нижеприведенном материале содержатся ответы на эти вопросы.

Для того чтобы знать, на какой размер пенсии может претендовать каждый гражданин РФ, государство ввело обязанность для работодателей сообщать о начисляемых средствах на лицевые счета сотрудников. Информация подается по правилам, которые установлены законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ (закон № 27-ФЗ). С того момента этим правилам должны следовать любые работодатели, зарегистрированные на территории РФ.

На первых порах такой учет вели лишь в отдельных регионах с целью апробации системы. Но уже с начала 1997 года она заработала на полную мощность и повсеместно. В то время сведения в рамках персонифицированного учета сдавались исключительно на бумажных носителях и доставляли бухгалтерам множество хлопот.

Тем не менее время показало, что такие данные очень нужны. Дело в том, что персонифицированный учет определяется в закон № 27-ФЗ как система накопления сведений по каждому застрахованному лицу. Все эти данные необходимы при начислении пенсии застрахованным лицам в будущем.

Каждый гражданин страны, если по нему платятся страховые взносы на ОПС, является обладателем индивидуального лицевого счета. Номер такого счета полностью соответствует номеру СНИЛС (уникальному).

Может так случиться, что прибывший для исполнения трудовых обязанностей работник не обладает таким номером. Тогда работодатель направляет в орган ПФР анкету, в которой указывает данные, требуемые для выдачи свидетельства. После краткого рассмотрения и проверки, не присваивался ли ранее такой номер данному гражданину, выдается СНИЛС.

Это свидетельство можно оформить и самостоятельно, написав соответствующее заявление в территориальный орган ПФР. Для детей до 14 лет этот документ вправе оформить и получить их родители.

Какие задачи решаются с помощью персонифицированного учета?

Основное завоевание персонифицированного учета заключается в том, что все данные по трудовой деятельности, требуемые для назначения пенсий, подтверждены документально работодателем. Трудовая книжка теперь не рассматривается как единственный источник таких сведений.

Персонифицированный учет позволил создать общероссийскую базу данных начисленных взносов и даже получаемого дохода в рамках наемного труда и бизнеса. А контролирующие органы могут отследить, нет ли нарушений при начислении взносов. С его введением по имеющейся в базе информации расчет пенсий может проводиться более качественно и точно.

Специалистам ПФР с принятием закона стало гораздо проще назначать страховые пенсии российским гражданам, поскольку на лицевых счетах отображены все данные по стажу и заработкам.

Кроме того, информация из лицевых счетов, собранная в рамках персонифицированного учета, доступна не только ПФР, но и самому застрахованному лицу. Каждый гражданин может создать личный кабинет на сайте Пенсионного фонда и посмотреть, каким образом соблюдены его пенсионные права, а также примерно подсчитать предполагаемый размер пенсии.

ПФР и его территориальные органы обладают и контролирующими функциями, поэтому они вправе проверять, правильно ли начислены страховые взносы и верно ли подсчитан стаж.

ВАЖНО! Подача данных в рамках персонифицированного учета — это обязанность работодателя. Если он нарушает сроки представления такой информации, его подвергнут санкциям, определенным в ст. 17 закона № 27-ФЗ.

Что меняется в законодательстве по персонифицированному учету?

Документация, представляемая для отчета, с 1996 года несколько раз менялась. Последние изменения в форме отчетности произошли с выходом постановления правления ПФР от 31.07.2006 № 192п. В этом виде она сдается и поныне. А Минздравсоцразвития утвердил инструкцию, которой необходимо руководствоваться при ведении персонифицированного учета, несколько позднее — 14.12.2009 — приказом № 987н.

Менялись и сроки преставления сведений по персонифицированному учету — и каждый раз дело шло к сокращению временных промежутков между отчетами. Так, до 2011 года все организации и ИП, имеющие в штате наемных работников, должны были подавать сведения о застрахованных лицах единожды — по истечении очередного календарного года. С 2011 года сдавать формы требовалось раз в квартал. В 2014 году эту отчетность приобщили к РСВ-1 и сейчас ее сдают таким образом.

Однако ПФР потребовались еще более подробные сведения, и законом от 29.12.2015 № 385-ФЗ в системе персонифицированного учета добавлен еще один отчетный период — месяц. Иначе говоря, отчитываться надо и ежемесячно, хоть и в упрощенном варианте. Каждый месяц в Пенсионный фонд следует отправлять краткие данные на всех работников:

Тем самым Пенсионный фонд намерен постоянно отслеживать наличие застрахованных лиц в организации или у ИП.

Отметим, что индивидуальные предприниматели не должны подавать сведения персонифицированного учета на себя.

Leave a Reply

Your email address will not be published.Required fields are marked *