Гигиена

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Комментарий к Приказу Росприроднадзора от 04.05.2012 N 213 «Об утверждении Методических рекомендаций по привлечению к административной ответственности лиц, совершивших административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Хозяйственная деятельность организаций и жизнедеятельность граждан негативно сказываются на окружающей природной среде. Мы так привыкли бросать все в одно ведро и валить в общий бак, что порой даже не задумываемся о последствиях. И если вовремя не принимать меры по предотвращению загрязнения водных ресурсов, почв, атмосферы и общему восстановлению экологии, то экологическая обстановка будет ухудшаться, а это, в свою очередь, может привести к довольно плачевным последствиям.

За ущерб, наносимый природе и здоровью людей, государство с 1992 г. обязывает организации и граждан, которые осуществляют любые виды деятельности, связанные с природопользованием, платить экологические платежи, каковыми является плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее — плата за НВОС).

Соблюдение требований природоохранного законодательства и законодательства об охране окружающей среды в настоящее время контролируют органы Росприроднадзора. Среди прочих бюджетных полномочий они учитывают и контролируют правильность исчисления, полноту и своевременность осуществления платежей в бюджет, в том числе платы за НВОС и штрафов.

Напомним, что согласно ст. 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за НВОС влечет наложение административного штрафа:

— на должностных лиц — в размере от 3000 до 6000 руб.;

— на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб.

В целях предупреждения административных правонарушений в данной сфере и упорядочения процедуры привлечения к административной ответственности лиц, совершивших административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41 КоАП РФ, Приказом Росприроднадзора от 04.05.2012 N 213 утверждены Методические рекомендации (далее — Рекомендации).

Этот документ поясняет, какое деяние признается противоправным, на кого распространяется порядок определения платы и ее предельных размеров, как устанавливаются базовые нормативы платы, каким образом определяется плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды. В разд. II Рекомендаций раскрываются обстоятельства, которые должны быть выяснены проверяющими по делу об административном нарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41 КоАП РФ. Раздел III содержит рекомендации в отношении порядка осуществления производства по таким делам.

Кроме того, текст документа разработчики трансформировали в доходчивые схемы (блок-схемы), которые приведены в Приложениях к Рекомендациям.

Зная требования законодательства, ответственно относясь к своим обязанностям и имея четкое представление о действиях инспекторов Росприроднадзора при проведении проверок, можно избежать крупных штрафов.

Ну а если инспекторы при проверке неправильно применят нормы природоохранного законодательства или нарушат нормы процессуального права, то знания помогут грамотно обжаловать их постановления о привлечении к административной ответственности.

О том, что формы платы за НВОС должны определяться федеральным законом, сказано и в п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Однако на практике никаких федеральных законов принято не было. С момента введения и по сегодняшний день порядок определения платы и ее размеров регулируется Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (далее — Постановление N 632).

Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, которые осуществляют любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием (далее — природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

— выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

— сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

— другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

В Постановлении N 632 предприниматели как природопользователи напрямую не упомянуты. Но в Рекомендациях (п. 2.3) разработчики относят их наряду с организациями к числу лиц, признаваемых природопользователями, которые при совершении противоправных действий несут ответственность по ст. 8.41 КоАП РФ. В свое время Росприроднадзор в Письме от 05.10.2010 N СМ-06-01-31/7167 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» озвучил следующую точку зрения.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 284-О плата является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. Из этого документа следует, что плательщиками платы за НВОС являются:

— юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;

— иностранные физические лица.

Правовая позиция Конституционного Суда РФ, изложенная в решениях, имеет общеобязательное значение. Это следует из положений ст. 6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». В ней сказано, что решения КС РФ обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Речь идет в том числе о решениях, принятых в форме определений согласно ст. 71 Закона N 1-ФКЗ. И с этим не поспоришь.

Далее в числе документов, в которых индивидуальные предприниматели признаются плательщиками платы, чиновники называют два Федеральных закона:

— от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ст. 23);

— от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (ст. 28).

Действительно, в Законе об отходах предприниматели фигурируют в качестве субъекта платы. А вот в ст. 28 Закона N 96-ФЗ речь идет о том, что плата взимается с «физических и юридических лиц». Предприниматели здесь открыто не упоминаются.

Отдельные эксперты соглашаются с мнением чиновников, признавая, что в случае невнесения платы за НВОС предприниматель может быть привлечен к ответственности. Но считают, что административный штраф с него должен взыскиваться не как с организации, а как с должностного лица — в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей. В подтверждение этого они ссылаются на ст. 2.4 КоАП РФ, а точнее, на примечание к этой статье. В нем сказано, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если КоАП РФ не установлено иное.

Чиновники Росприроднадзора не обошли вниманием в Рекомендациях и обособленные подразделения организаций (филиалы или представительства). Они, как известно, самостоятельными плательщиками платы не являются, но могут осуществлять уплату платежей только от имени юридического лица. В п. 2.3.1 подчеркнуто, что такие полномочия должны быть закреплены в положении об обособленном подразделении. А руководителю такого обособленного подразделения должна быть выдана доверенность со всеми необходимыми полномочиями.

Больной вопрос о том, кто должен отвечать за мусор, возникает подчас между арендодателем и тем, кому он сдал свое имущество в аренду.

В Рекомендациях (п. 2.3.2) на этот случай дан такой совет: в случае заключения договора аренды, наличия иных прав на источник (объект) негативного воздействия лицом, совершившим противоправное действие (бездействие), признается лицо, фактически эксплуатирующее такой источник (объект) и оказывающее тем самым негативное воздействие на окружающую среду.

И еще важно помнить: вносить плату необходимо независимо от того, какой вид деятельности (производственная, непроизводственная или иная деятельность) осуществляется. Если оказывается негативное воздействие, природопользователь становится плательщиком платы за НВОС, причем вне зависимости от того, насколько существенен приносимый вред.

Примечание. Негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды (ст. 1 Закона N 7-ФЗ).

Например, организация не ведет производственной деятельности, а работает на рынке ценных бумаг. Но в процессе осуществления этой деятельности у нее образуются отходы в виде люминесцентных ртутьсодержащих трубок, отработанных в брак (1-й класс опасности), несортированного мусора от бытовых помещений, незагрязненных отходов бумаги (5-й класс опасности). Такая организация признается природопользователем. Если она не вносит плату за НВОС, то нарушает законодательство, за что может быть привлечена к ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ. Доказательством вины является факт невнесения платы в установленный срок. Данный факт должен быть подтвержден документами (информацией) финансового подразделения соответствующего территориального органа Росприроднадзора, занимающегося администрированием платы на подведомственной территории.

Если деятельность организации (предпринимателя) приостановлена по причине простоя или производство законсервировано, но вред окружающей среде продолжает наноситься, то штрафа не избежать. В перечисленных случаях и по иным причинам приостановления хозяйственной деятельности природопользователь будет признан виновным в нарушении законодательства об охране окружающей среды.

Наконец, даже если плата вносится, это не освобождает организации, учреждения и предпринимателей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения нанесенного ей вреда.

В силу требований п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ виновность лица в совершении административного правонарушения является обстоятельством, подлежащим выяснению по делу об этом правонарушении. Поэтому в Рекомендациях расписано, что должны выяснить контролеры, возбуждая дело по факту об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ.

В числе обстоятельств, подлежащих выяснению, в п. 2.1 Рекомендаций указаны:

— наличие события административного правонарушения;

— лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность;

— виновность лица в совершении административного правонарушения;

— обстоятельства, смягчающие и (или) отягчающие административную ответственность;

— обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

— иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Это значит, что при составлении протокола об административном правонарушении (образец рекомендуемой формы приведен в Приложении 7 к Рекомендациям) инспектор должен указать обстоятельства обнаружения административного правонарушения. Скажем, таким обстоятельством стало предоставление финансовым подразделением Росприроднадзора справки об отсутствии перечислений платы в установленный срок лицом, привлекаемым к ответственности.

Информацию о перечислении природопользователями платы финансовые подразделения территориальных органов Росприроднадзора накапливают в течение периода, составляющего до 45 дней с момента наступления срока перечисления платы. Срок уплаты установлен не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, каковым признается календарный квартал (Приказ Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557).

Или другой пример. Инспектором Росприроднадзора на основании распоряжения руководителя проведена внеплановая выездная проверка по соблюдению природоохранного законодательства базой отдыха, принадлежащей организации. В ходе проверки было установлено, что с периода образования базы отдыха и до проверки плату за НВОС при размещении отходов потребления организация не вносила. Это было зафиксировано в акте проверки. По факту такого нарушения в отношении организации проверяющим был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ.

Расследование и вспомогательные процедуры

Схема выявления фактов невнесения в установленные сроки платы такова.

Собрав данные о перечислении платы, финансисты территориального отделения Росприроднадзора передают список законопослушных природопользователей (уложившихся в установленный срок платежа) уполномоченному должностному лицу этого отделения (федеральному государственному инспектору). Он в свою очередь проводит сверку списка и выделяет из него две группы природопользователей:

— подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

— подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

После того как сверка закончена, проанализированы поступившие данные, инспектор направляет информацию о нарушителях — региональных природопользователях в надзорный орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ для принятия надлежащих мер.

Что касается природопользователей, подлежащих федеральному государственному надзору, то в отношении тех, кто не попал в список финансистов (возможно, не внес плату в установленный срок), выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в порядке, установленном ст. ст. 28.1 и 28.7 КоАП РФ.

Инспектор должен указать повод для возбуждения дела об административном правонарушении, внести в определение данные, указывающие на возможность наличия события административного правонарушения (отсутствие поступления платы). В определении указывается, что для выяснения всех обстоятельств правонарушения необходимо провести экспертизу или совершить иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат (истребовать документы, получить дополнительную информацию и т.п.). Копия определения в течение суток должна быть вручена под расписку либо выслана природопользователю заказным письмом по почте с уведомлением о вручении или нарочным с отметкой уполномоченного лица о получении документа.

В Приложениях к Рекомендациям приведены две блок-схемы:

— выявления фактов невнесения в установленные сроки платы за НВОС (Приложение 2);

— действий должностных лиц Росприроднадзора при выявлении указанных фактов (Приложение 3).

Расследование может продолжаться не более месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях по ходатайству должностного лица, в производстве у которого находится дело, срок расследования может быть продлен, но не более чем на один месяц. Срок продлевается на основании решения (в виде определения) руководителя территориального органа Росприроднадзора или его заместителя.

По окончании расследования инспектор должен составить протокол об административном правонарушении по ст. 8.41 КоАП РФ либо вынести постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

О времени и месте составления протокола природопользователя обязаны предупредить заблаговременно. Уведомление (извещение) (форма приведена в Приложении 6 к Рекомендациям) вручается под расписку либо высылается лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном производстве, или законному представителю лица по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или нарочным с отметкой уполномоченного лица о получении документа.

Любое нарушение установленных правил, затрагивающее права привлекаемого к административной ответственности лица, является поводом для отмены вынесенного постановления.

ЭКОПЛАТЕЖИ: Расчёт платы за негативное воздействие на окружающую среду

Плата за негативное воздействие на окружающую среду входит в систему платежей в области природопользования и рассматриваются как экологический налог за загрязнение окружающей среды.

Экологические платежи являются формой компенсации ущерба, наносимого загрязнением окружающей природной среде.

Плата за негативное воздействие на окружающую средуСроки внесения экоплатежей

Плата за негативное воздействие производятся поквартально не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом..

Плата за негативное воздействие на окружающую средуОтветственность за нарушение порядка внесения экологических платежей, либо расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду

Невнесение в установленные сроки экоплатежей влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 6000 рублей; на юридических лиц — от 50000 до 100000 рублей в соответствии со статьей 8.41 «Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду» Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, которой подвергаются как физические, так и юридические лица.

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет за собой административную ответственность, предусмотренную ст.8.5 КоАП РФ (административный штраф на должностное лицо — от 1000 до 2000 рублей, на юридическое лицо — от 10000 до 20000 рублей).

Плата за негативное воздействие на окружающую средуКуда и в какие сроки предоставляется расчет экологических платежей

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (экологические платежи) предоставляется ежеквартально в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).

Кроме того, с ноября 2011 года расчет платы принимается при заполнении электронной программы Модуля Природопользователя, которую можно скачать с официального сайта Росприроднадзора.

Внимание! У нас проходят обучающие семинары по работе с Модулем Природопользователя: « Порядок заполнения Модуля Природопользователя для расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду » Подробнее о записи на семинар и предстоящих датах смотрите раздел — Учебные программы

Плата за негативное воздействие на окружающую средуОт чего зависит размер рассчитанных экологических платежей

В первую очередь, сумма экологических платежей зависит от наличия утвержденных Лимитов на размещение отходов и фактического образования * не превышено ли допустимое в Лимите количество захораниваемых отходов)

Во-вторых, размер экологических платежей зависит от наличия разработанных природоохранных документов и правильности конечной точки захоронения отходов согласно и Документу об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Так, если лимита на захоронение отходов в этом документе не прописано (как это случилось с медицинскими отходами в Лимитах лечебно-профилактических учреждений в 2011 и 2012 годах), но отходы все-таки захораниваются, плата рассчитывается с применением 5-кратного повышающего коеффициента.

Кроме того, в случае несвоевременного представления технического отчета о неизменности производственного процесса, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов производится с применением 5-кратного повышающего коэффициента за весь период просрочки.

Плата за негативное воздействие на окружающую средуКто должен вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду

Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается со всех природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую среду:

  • выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
  • сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
  • размещение отходов.

(Согласно ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»)

Лечебно-профилактические учреждения, на территории которых образуются отходы, были обязаны рассчитывать и платить экологические платежи. Однако, в октябре 2014 года было выпущено разъяснительное письмо Миприроды России № 05-12-44/22301 от 01.10.2014г., указывающее на неправомерность выдачи разрешений и, как следствие, отсутствие необходимости оплаты экологических платежей за медицинские отходы.

Расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду может заниматься как сотрудник учреждения, так и специализированная организация по договору. Лучше, конечно, поручить это специализированной организации, которая разбирается во всех тонкостях.

Наши специалисты готовы в краткие сроки рассчитать размер платы за негативное воздействие на окружающую среду для вашего предприятия, ВКЛЮЧАЯ согласование её в природоохранных органах, а также ВКЛЮЧАЯ ЗАПОЛНЕНИЕ МОДУЛЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЯ.

Услуга включает в себя 4 расчета за 1 год, вместе с предоставлением природопользователю согласованных расчетов и необходимых реквизитов для этой оплаты.

Наши специалисты много лет сотрудничают с Департаментом Здравоохранения города Москвы, а также имеют большой опыт в разработке природоохранной документации и экологической отчетности.

Плата за негативное воздействие на окружающую средуСтоимость расчёта экологических платежей

Стоимость отдельной услуги по расчету платы за негативное за 4 расчета в год

(включая заполнение Модуля Природопользователя и согласование в природоохранных органах)

составляет 20 тыс. рублей

При заказе других услуг, либо в составе Экологического обслуживания

(составление ВСЕЙ необходимой экологической документации для предприятия за 1 отчетный годстоимость) выйдет существенно ниже —

Для заказа расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду нужно позвонить по телефону

8(495) 348-01-00 или 8(495)221-59-09 (Валентин Сергеевич, Алиса Викторовна, Марианна Сергеевна) ,

или прислать заявку на разработку по эл. почте eco(собака)tt-expert.ru .

Copyright © 2004-2015 TT-Эксперт. Все права защищены.

Реферат: Плата за негативное воздействие на окружающую среду 2

Просмотров: 860 Комментариев: 0 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать

1. Характеристика влияния деятельности предприятия (отрасли) на

состояние окружающей природной среды…………………………..стр 6

2. Сущность экономических методов управления природопользованием. Эколого-экономическое значение платы за выбросы (сбросы, размещение твёрдых отходов), её основные функции…………стр 8

3. Порядок и виды платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ……………………………………………………………. стр 10

4. Методика расчёта платы за выбросы…………………………..стр 14

5. Распределение платы за загрязнение природной окружающей среды в бюджеты соответствующих уровней……………………………………стр 19

Список используемой литературы…………………………………стр 26

Целью моей курсовой работы является определение, что представляет собой плата за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, определить размер этой платы, виды. Для создания своей работы я использовала различные методы исследования: сравнительно-правовой метод, метод анализа, метод синтеза. Плата за негативное воздействие на окружающую среду одна из правовых мер экономического регулирования в сфере охраны окружающей среды. Платежи за негативное воздействие на окружающую среду относятся к неналоговым платежам. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 01.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Негативное воздействие – воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.[1]

К видам негативного воздействия относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади, загрязнение недр, почв, размещение отходов производства и потребления, загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий, иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Действующие нормативные акты о плате за негативное воздействие охватывают только выбросы, сбросы и размещение отходов производства и потребления, правовой механизм взимания платы за другие перечисленные виды негативного воздействия на сегодняшний день отсутствует. Перечень видов негативного воздействия, при осуществлении которых взимается плата, может расширяться и уточняться.

Порядок платы определен Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 №632 «Об утверждении порядка платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия». В постановлении определены плательщики платы за негативное воздействие – это предприятия, учреждения, организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (природопользователи). Плата взимается за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов.

1. Характеристика влияния деятельности предприятия (отрасли) на

состояние окружающей природной среды

Существенное воздействие на состояние окружающей природной среды оказывают различные отрасли производства. Их можно классифицировать в зависимости от использования топлива: с использованием твердого топлива, жидкого топлива и природного газа.

Предприятия угольной промышленности оказывают существенное отрицательное влияние на водные и земельные ресурсы. Основные источники выброса вредных веществ в атмосферу – промышленные, вентиляционные и аспирационные системы шахт и обогатительных фабрик и др. Загрязнение воздушного бассейна в процессе открытой и подземной добычи угля, транспортировки и обогащения каменного угля вызвано буровзрывными работами, работой двигателей внутреннего сгорания и котельных, пылением угольных складов и породных отвалов и другими источниками[2] .

Степень улавливания и обезвреживания загрязняющих веществ крайне низка (9,1%), при этом не улавливаются углеводороды и ЛОС.

В своё время нефть потеснила уголь и вышла на первое место в мировом энергетическом балансе. Однако это чревато определёнными экологическими проблемами.

Российские предприятия отрасли выбрасывают в среднем за год в атмосферу 621 тыс. т загрязняющих веществ (твёрдые вещества, диоксид серы, оксид углерода, оксиды азота и др.). Сточные воды в объёме до 1302.6 млн м³ сбрасываются в поверхностные водные объекты и на рельеф.

При сжигании жидких топлив (мазута) с дымовыми газами в атмосферный воздух поступают сернистый и серный ангидриды, оксиды азота, газообразные и твёрдые продукты неполного сгорания топлива, соединения ванадия, солей натрия, а также вещества, удаляемые с поверхности котлов при чистке.

По экологическим критериям природный газ – наиболее оптимальное топливо. В продуктах сгорания отсутствуют зола, копоть и такие канцерогены, как бензопирен. При сжигании газа единственным существенным загрязнителем атмосферы остаются окислы азота. Однако выброс окислов азота при сжигании на ТЭС природного газа в среднем на 20 процентов ниже, чем при сжигании угля. Это объясняется не свойствам самого топлива, а особенностями процессов их сжигания. Коэффициент избытка воздуха при сжигании угля ниже, чем при сжигании природного газа. Таким образом, природный газ – наиболее экологически чистый вид энергетического топлива и по выделению оксидов азота в процессе горения.

Существенному загрязнению подвергается атмосферный воздух вследствие потерь от больших и малых «дыханий» резервуаров, утечек газа и т.д.

Загрязнение атмосферы в результате аварийного выброса газа или сжигания нефти и нефтепродуктов, различных на поверхности при аварии, характеризуется значительно меньшим периодом воздействия, и его можно отнести к кратковременному.[3]

Атмосферный воздух загрязняется также в результате утечки газа через негерметичные соединения трубопровода, утечки и испарения в процессе хранения и выполнения сливно-наливных операций, потерь на газонефте- и нефтепродуктопроводах и т.д. В результате может подавляться рост растительности и повышаться предельно допустимые концентрации в воздухе. Решение проблемы охраны окружающей среды от вредного воздействия предприятий тепловой энергетики требует комплексного подхода.

2. Сущность экономических методов управления природопользованием.

Эколого-экономическое значение платы за выбросы (сбросы,

размещение твёрдых отходов), её основные функции.

Природопользование — один из самых сложных объектов управления, оно находится на стыке взаимодействия естественных и общественных процессов. Отсюда — чрезвычайно важная роль научного обоснования управленческих решений на всех уровнях управления природопользованием. Эффективность системы управления природопользованием в решающей мере определяется состоянием контроля и нормирования использования природных ресурсов. Необходимо разработать комплексную систему контроля, нормирования и стимулирования природопользования.

В управлении природопользованием используют различные методы воздействия на коллективы предприятий и организаций, отдельных работников и население страны. Среди них наиболее широко распространены административно-правовые, организационные, социально-психологические и экономические методы управления. Все эти методы в управлении природопользованием должны применяться комплексно, в системе, при приоритете экономических методов управления.[4]

Экономические методы управления природопользованием заключаются в широком использовании системы цен, тарифов, платежей, штрафов, премий, фондов экономического стимулирования, кредитов и т.п. Система цен, тарифов, платежей и штрафов призвана: обеспечивать рациональное и комплексное использование минеральных и других ресурсов; охрану и воспроизводство окружающей природной среды. При использовании экономических методов отпадает необходимость принуждения коллективов и отдельных работников предприятий к снижению потерь полезных ископаемых при добыче и переработке, к восстановлению нарушенных земель, очистке сбрасываемых в водоемы вод и выбросов в атмосферу. Эти задачи решаются на основе использования системы экономического стимулирования рационального природопользования. Конечные результаты работы предприятий должны быть тесно увязаны с эффективностью проводимых ими природоохранных мероприятий, чтобы каждый трудовой коллектив, и каждый работник были заинтересованы в соблюдении требований природоохранительного законодательства. Все возрастающую роль в обеспечении охраны окружающей природной среды и рациональном использовании природных ресурсов играют методы оптимизации управленческих решений. Они основаны на широком использовании экономико-математических методов, сетевых моделей, автоматизированных систем управления и ЭВМ в разработке, оптимизации и принятии управленческих решений. С их помощью разрабатывают модели охраны природы в зоне действия промышленных предприятий, регионов страны и водных бассейнов. Подобные модели позволяют наблюдать будущие ситуации, анализировать влияние различных проектов и решений на состояние природной среды, вносить коррективы и предложения по предупреждению последствий. Предприятия вносят плату за природные ресурсы согласно установленным нормативам, которые предусматривают плату за право пользования, за воспроизводство и охрану природных ресурсов, за выбросы загрязняющих веществ и т.п. При превышении предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ, платежи взимают в кратном размере, исходя из затрат на ликвидацию загрязнения. Средства, взимаемые с предприятий и организаций за загрязнение окружающей среды и нерациональное использование природных ресурсов, направляются на выполнение природоохранных мероприятий. Органической частью системы государственного контроля за рациональным природопользованием является ведение постоянного статистического учета в области ресурсосберегающей и природоохранной деятельности предприятий. Надзор и контроль за состоянием природных ресурсов осуществляется также через систему кадастрового учета. Государственные кадастры природных ресурсов представляют собой свод достоверных и необходимых сведений о количественном и качественном состоянии соответствующих ресурсов, их правовом статусе и народнохозяйственном использовании. Согласно действующему законодательству в РК ведутся кадастры природных ресурсов — земельный, водный, лесной и месторождений полезных ископаемых.[5]

В числе экономических инструментов экологического регулирования можно назвать:

1. платежи или налоги за право пользования природными ресурсами; компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого использования или ухудшение их качества, вызванное производственной деятельностью;

2. платежи или налоги за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;

3. дополнительный налог с прибыли предприятий, выпускающих экологически вредную продукцию или применяющих экологически опасные технологии.

Все эти чисто экономические инструменты служат соблюдению экологических стандартов наиболее эффективным путем.

3. Понятие и виды платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ.

Платность использования природных ресурсов устанавливается Федеральным Законом РФ «Об охране окружающей среды» от 01.01.2002 №7-ФЗ. Плата взимается за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения. Плата за загрязнения окружающей природной среды относится к обязательным платежам. Плательщиками указанной платы являются предприятия, учреждения, организации, юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием.

Порядок исчисления и применения нормативов платы определяется Правительством РФ и производится в соответствии с «Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнения окружающей природной среды».[6]

Чтобы рассчитать размер платежей необходимо знать количество направленных на захоронение отходов, выбросов в атмосферу и водные объекты, и базовые нормативы платы. Предельно-допустимые количества (лимиты) загрязняющих веществ и отходов устанавливаются в разрешениях, выдаваемых территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ.

Если фактические объемы по итогам года превышают установленные лимиты, то плата за объемы превышения взимается в 5-кратном размере. Если отсутствует разрешение, т.е. не установлены лимиты, то 5-и кратный коэффициент применяется ко всему фактическому объему загрязняющих веществ и отходов.Действующими нормативными актами предусмотрена уплата нескольких видов экологических платежей.

К ним относятся:

&#&679; плата за выбросы загрязняющих веществ (в том числе от стационарных и передвижных источников);

&#&679; плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

&#&679; плата за размещение отходов;

&#&679; плата за другие виды вредного воздействия на окружающую среду.

Определение конкретных размеров указанных платежей зависит от объема выброса (сброса) загрязняющего вещества и объема размещенных отходов (далее по тексту загрязнение). При этом следует иметь в виду, что базовые нормативы платы и конкретные ставки платы, устанавливаемые на их основании в регионах, определены не только по видам загрязняющих веществ, но и в зависимости от того, произошло загрязнение в пределах установленных норм или с их превышением. Установлены два вида базовых нормативов платы по каждому виду загрязняющего вещества (отхода) с учетом степени вредного воздействия и опасности для окружающей природной среды и здоровья населения:

а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Постановление Правительства № 632 от 28 августа 1992 г. (с изменениями от 10 декабря 2002 г.) «Об утверждении Порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия». В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. № 284-О настоящее Постановление … сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами, как не противоречащее Конституции РФ.

Настоящий порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются – природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

-выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

-сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

-другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные, радиационные воздействия и т.п.)

4. Методика расчёта платы за выбросы.

Размер экологических платежей определяется как сумма платы за загрязнение: в пределах установленных нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, а также за сверхлимитное загрязнение окружающей среды. При этом к базовым нормативам платы для отдельных экономических районов и бассейнов рек установлены коэффициенты. Они учитывают различные экологические факторы и важность территорий.

Установлены базовые нормативы платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ стационарными источниками. Плата зависит от количества выбрасываемых вредных веществ. В связи с этим введены ставки платы по выбросам, превышающим предельно допустимый норматив и не превышающим временно согласованные выбросы, то есть находящимся в пределах установленных лимитов.[7]

Плата за загрязнение атмосферного воздуха стационарными источниками выброса складывается из:

• платы за допустимые выбросы в атмосферу,

• платы за выбросы в пределах лимита и

• платы (санкции) за выбросы, превышающие лимиты.

Плата за размещение отходов производства и потребления.

Плата за размещение отходов складывается из:

• платы за размещении отходов в пределах установленных лимитов,

• платы за сверхлимитное размещение отходов при соблюдении условий размещения и

• платы (санкций) за несанкционированное размещение отходов.

Чтобы узнать, сколько надо заплатить за размещение отходов, необходимо также определить дифференцированную ставку по каждому их виду в пределах установленных лимитов. Она рассчитывается исходя из базовых нормативов платы за размещение отходов с учетом понижающих коэффициентов и коэффициента, установленного для почвы того или иного экономического района РФ. Затем дифференцированная ставка платы по каждому виду отходов умножается на объем фактически размещенных отходов.

Платежи за загрязнение атмосферы передвижными источниками рассчитываются на основании ставок платы за выбросы загрязняющих веществ при сжигании 1 тонны (тысячи кубических метров) различных видов топлива. Установлены базовые ставки платы за допустимые выбросы План l баз при сжигании единицы топлива l–го вида.

Дифференцированные ставки платы за загрязнение рассчитываются как произведение базовых нормативов платы на коэффициенты экологической ситуации и значимости для атмосферы рассматриваемого региона. В настоящее время установлены базовые нормативы платы за загрязнение атмосферы передвижными источниками при использовании следующих видов топлива:

1) Бензин неэтилированный, в руб/т.

2) Дизельное топливо, в руб/т.

3) Керосин, в руб/т.

4) Сжатый природный газ, в руб/тыс.м3.

5) Сжиженный газ, в руб/т.

Если данные о количестве израсходованного топлива отсутствуют, плату определяют по ставкам, установленным в расчете на 1 т сжигаемого топлива. Если таких данных нет, но есть достоверные сведения о выбросах загрязняющих веществ, то расчеты делают исходя из ставок для стационарных источников. При отсутствии данных и о количестве израсходованного топлива, и о массе выбросов размер платы определяется по ставкам годовой платы за выбросы одним транспортным средством.

При оформлении расчета платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников природопользователям необходимо выбрать по бухгалтерским данным расход топлива (литры) за год. Литры необходимо перевести в тонны, так как норматив платы, установленный в постановлении Правительства РФ «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления», определен за единицу измерения в тоннах.

Ответственность за неуплату экологических платежей.[8]

. Ст. 3. Основные принципы охраны окружающей среды

Хозяйственная и иная деятельность … юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: …платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;…

. Ст. 14. Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды

К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся: …установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

. Ст. 16. Плата за негативное воздействие на окружающую среду

. 1. Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами.

. 2. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;…

-размещение отходов производства и потребления; -загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;…

. 3. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.

Внесение платы за загрязнение окружающей природной среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды, в соответствии с действующим законодательством.

«Инструктивно – методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды» (в ред. Приказа Госкомэкологии РФ от 15.02.2000 N 77)

1. Общие положения:

. 1.3. Плата за загрязнение окружающей природной среды (далее плата за загрязнение) взимается с предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц независимо от их организационно — правовых форм и форм собственности, на которой они основаны, включая совместные предприятия с участием иностранных юридических лиц, и граждан, которым предоставлено право ведения производственно — хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации (далее природопользователи).

. 1.4. Плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду:

-выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

-сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое -подземное размещение загрязняющих веществ;

2. Принципы определения базовых нормативов платы за загрязнение окружающей природной среды

. 2.2. Плата за загрязнение представляет собой форму возмещения экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду Российской Федерации, которая возмещает затраты на компенсацию воздействия выбросов и сбросов загрязняющих веществ и стимулирование снижения или поддержание выбросов и сбросов в пределах нормативов, а также затраты на проектирование и строительство природоохранных объектов.

. 2.8. Устанавливаются два вида базовых нормативов платы:

-за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

-за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

5. Распределение платы за загрязнение природной окружающей среды в бюджеты соответствующих уровней.

Сроки перечисления платежей установлены в «Порядке направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета РФ» (зарегистрированы министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 3 марта 1993 года № 04-15/61-638; Министерством финансов Российской Федерации от 3 марта 1993 года № 19; Государственной налоговая служба Российской Федерации от 3 марта 1993 года № ВГ-6-02/10).[9]

Перечисление предприятиями платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета осуществляется ежеквартально в следующие сроки:

— плановые платежи не позднее 20 числа последнего месяца квартала;

— фактические платежи не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Следует отметить, что до 2001 года плата за негативное воздействие на окружающую среду перечислялась в размере 10% — в федеральный бюджет, 90% — на счет внебюджетных экологических фондов. Однако в связи с упразднением с 1 января 2001 года Федерального экологического фонда (в соответствии Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2001 год») «уплата указанных платежей в полном объеме осуществляется на балансовый счет 40101 по коду бюджетной классификации 1050600 для последующего распределения органами федерального казначейства в порядке межбюджетного регулирования».

Приказом Минфина РФ от 11.12.03 №115 н код бюджетной классификации изменен на 2015600, а законом «О Федеральном бюджете на 2004 год» распределение платежей в доход федерального и местного бюджетов установлено в 20% и 80% соответственно.[10]

Также в Порядке направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета РФ» установлено, что «природопользователи определяют и согласовывают с соответствующими территориальными органами Минприроды России на год с поквартальной разбивкой величину платы за загрязнение окружаю

щей природной среды и представляют налоговым органам по месту нахождения природопользователя до 1 февраля текущего года сведения по форме согласно приложению N 1. По истечении квартала природопользователи определяют и согласовывают с территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации фактические размеры платы за загрязнение окружающей природной среды и не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют налоговым органам по месту нахождения природопользователя расчет по формуле согласно приложению N 2″. В настоящее время территориальным органом Минприроды является Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (ГУПР). Но, поскольку законом «Об охране окружающей среды» часть полномочий в сфере осуществления государственного экологического контроля возложены на органы государственной власти субъектов РФ, Комитет заключил с ГУПРом «Соглашение о взаимодействии по вопросам охраны окружающей среды на территории Санкт-Петербурга». ГУПР определен Реестр объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю на территории Санкт-Петербурга. В настоящее время данный Реестр состоит из 698 предприятий.

Для согласования платежей за 1 квартал 2004 г. в Комитете по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности природопользователям необходимо представить следующий пакет документов:

1. Копия свидетельства о государственной регистрации;

2. Копия свидетельства о постановке на налоговый учет;

3. Заполненная и заверенная подписями ответственных лиц и печатью организации учетная карточка природопользователя по прилагаемой форме — два экземпляра;

4. Заполненный по установленной форме бланк расчета отчислений за отчетный период (Приложение №2) — три экземпляра;

5. Расчет платы за отчетный период, подписанный руководителем и главным бухгалтером организации;

6. Копии документов, подтверждающих факт вывоза и размещения отходов;

7. Копии разрешений на выброс и сброс загрязняющих веществ и лимита на размещение отходов с предъявлением оригиналов;

8. Копия лицензии на действия по обращению с опасными отходами;

9. Пояснительная записка о хозяйственной деятельности предприятия в течение отчетного периода за подписью руководителя, заверенная печатью

В пояснительной записке должны быть отражены основные виды деятельности, используемое оборудование, наличие автотранспорта на балансе предприятия, использование люминесцентных ламп, среднесписочная численность работников, наличие разработанных нормативов, наличие установленных разрешений и лимитов и срок их действия, сведения о договорах с организациями, осуществляющими размещение отходов и наличии у них лицензий на обращение с опасными отходами, сведения об арендаторах.

Нормативы платы за негативное воздействие установлены в Постановлении Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».

Нормативы разделены по видам воздействия на окружающую среду – за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками, в рублях за выброс одной тонны загрязняющих веществ (225 ингредиентов); за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками для различных видов топлива, в рублях за тонну или кубометр топлива (5 видов топлива); за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в рублях за сброс одной тонны загрязняющих веществ (143 ингредиентов); за размещение отходов производства и потребления, в рублях за тонну размещенных отходов (для отходов I-V классов опасности).

Нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ стационарными источниками в атмосферный воздух и за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты в пределах установленных лимитов в пять раз превышают нормативы платы за выбросы и сбросы этих веществ в пределах допустимых нормативов.[11]

При определении платы нормативы применяются с использованием коэффициентов учитывающие экологические факторы – состояние атмосферного воздуха и почвы по территориям экономических районов Российской Федерации, состояние водных объектов по бассейнам морей и рек.

Для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия дополнительно применяется повышающий коэффициент 2.

Субъекты хозяйственной и иной деятельности, расположенные в городах, должны увеличивать норматив платы на коэффициент 1,2.

Так же нормативы платы необходимо индексировать с учетом инфляции. Индексация осуществляется Федеральными законами о федеральном бюджете на очередной год.

Администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок ее заполнения и представления утверждены Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и предоставления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду». Расчет состоит из титульного листа, который является единым для всего Расчета, расчета суммы платежа, подлежащей уплате в бюджет, раздела 1 «Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух стационарными объектами», раздела 2 «Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух передвижными объектами», раздела 3 «Сбросы вредных веществ в водные объекты», раздела 4 «Размещение отходов производства и потребления». Расчет производится по каждому объекту воздействия и представляется плательщиками в управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по местонахождению каждой производственной территории, передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения. Расчет представляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом. Расчеты представляются в бумажном и электронном виде на магнитном носителе или по телекоммуникационным каналам. Если в отчетном периоде сумма платежа составляет менее 50 000 рублей, представления расчета платы в электронном виде не требуется.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к числу неналоговых доходов бюджета, она подлежит зачислению в доходы бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Пропорции распределения поступления установлены в Федеральном законе от 31.07.1998 №145-ФЗ «Бюджетный кодекс РФ». В соответствии со ст. 51 20% платы направляется в доход федерального бюджета, в соответствии со ст. 57 40% платы направляется в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, в соответствии со ст. 62 40% платы направляется в бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов. В бюджеты городов Федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежит зачислению 80%.

Льготы по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду на сегодняшний день в законодательстве не предусмотрены.

В соответствии со ст. 8.41 Федерального закона от 31.12.2001 №195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей, на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Штрафных санкций за непредставление расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также за его подачу позже установленного срока не предусмотрено. На практике такие действия могут быть квалифицированы как сокрытие или искажение экологической информации. В соответствии со ст. 8.5 сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Я считаю, что в ходе своей проделанной работы, я смогла выполнить все цели, которые перед собой ставила в данной работе.

Список используемой литературы:

1. Федеральный закон от 01.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

2. Федеральный закон от 31.07.1998 №145-ФЗ «Бюджетный кодекс РФ»;

3. от 31.12.2001 №195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»;

4. Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ «Налоговый кодекс Российской Федерации»;

5. Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

6. Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;

7. Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 №632 «Об утверждении порядка платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»;

8. Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления»;

Учебная и научная литература:

1. Бринчук М.М. Экологическое право. Москва: Юристъ, 2005 год. 670 с.

2. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник. Москва, 1998 год. 489 с.

3. Петров В.В. Экологическое право России. Москва, 1995 год. 425с.

4. Дубовик О.Л. Экологическое право. Учебник. Москва: Эксмо, 2007 год. 768с.

5. Казанцев С.Я., Любарский Е.Л. Экологическое право России. Москва: Юнити Закон и право, 2007 год. 368 с.

1.[1] Федеральный закон Федеральный закон от 01.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

[2] Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник. Москва, 1998 год. 489 стр.

[3] Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;

[4] Бринчук М.М. Экологическое право. Москва: Юристъ, 2005 год. 670 с.

[5] Петров В.В. Экологическое право России. Москва, 1995 год. 425с.

[6] Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

[7] Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 №632 «Об утверждении порядка платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»;

[8] Закон РФ «Об охране окружающей среды» (№ 7-ФЗ – 2002 г.)

[9] Дубовик О.Л. Экологическое право. Учебник. Москва: Эксмо, 2007 год. 768с.

[10] Федеральный закон от 31.07.1998 №145-ФЗ «Бюджетный кодекс РФ»;

[11] Казанцев С.Я., Любарский Е.Л. Экологическое право России. Москва: Юнити Закон и право, 2007 год. 368 с.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду (экоплатежи)

Негативное воздействие на окружающую среду является платным.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками,
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты,
  • хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду производится в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, и суммирования полученных величин.

Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 №913.

При объеме или массе выбросов или сбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов на выбросы или сбросы (ВСВ) на период реализации плана снижения выбросов (сбросов) к ставке платы применяется коэффициент равный 5.

При объеме или массе выбросов или сбросов з агрязняющих веществ, превышающих установленные разрешениями на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух или сброс в водный объект , к ставке платы применяется коэффициент равный 25.

При объеме или массе отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение, а также с превышением объема или массы отходов производства и потребления, указанных в отчетности об отходах, к ставке платы применяется коэффициент равный 5.

Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.

Плата, исчисленная по итогам отчетного периода с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.

Не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Декларация о плате составляется на основании приказа Минприроды России от 09.01.2017 №3.

Наши специалисты помогут обоснованно минимизировать плату за загрязнение окружающей среды и размещение отходов, что позволит предприятию значительно сократить расходы на природопользование.

Плановый годовой размер экологических платежей (по желанию заказчика с разбивкой по кварталам) утверждается руководителем предприятия и главным бухгалтером.

Сдача расчета и внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду

Сдача расчета и внесение платы за выбросы (сбросы) от стационарных источников негативного воздействия на окружающую среду осуществляется:

  • в случае, если промплощадка предприятия расположена в границах г. Москвы — в Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы;
  • в случае, если промплощадка предприятия расположена в Московской области — в Департамент Росприроднадзора по ЦФО;
  • в случае, если юридическое лицо зарегистрировано в г. Москве, а обособленное подразделение (филиал или представительство) находятся на территории Московской области и осуществляют самостоятельное ведение вопросов экоплатежей — в Департамент Росприроднадзора по ЦФО.

Сдача расчета и внесение платы за размещение отходов производства и потребления осуществляется:

  • при размещении отходов на полигоне ТБО, расположенном в Московской области — в Департамент Росприроднадзора по ЦФО;
  • при размещении отходов в границах г. Москвы — в Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы.

Экологические платежи за загрязнение окружающей среды поступают в государственный бюджет.

Срок выполнения расчета платы за негативное воздействие для любых предприятий – 1 неделя.

Документы, необходимые для расчета экоплатежей

С перечнем документов, необходимых для расчета экоплатежей, можно ознакомиться в разделе «Документация» нашего сайта. Наши специалисты окажут необходимое содействие и проконсультируют Вас по всем вопросам, возникающим на этапе сбора документов.

Ориентировочная стоимость услуг по расчету и согласованию платы за негативное воздействие на окружающую среду приведена в разделе «Стоимость» нашего сайта.

Для определения окончательной стоимости работ свяжитесь с нами по телефону (499) 340-65-74, электронной почте Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или заполните форму обратной связи .

Полномочия, переданные от Росприроднадзора и Роснедр Правительству Москвы

С 06.02.2017 вступили в силу новые реквизиты для учета доходов бюджета г. Москвы. Новые реквизиты указаны ниже.

По объектам, подлежащим федеральному государственному надзору (в соответствии с приложением к Соглашению между Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Правительством Москвы о передаче Правительству Москвы осуществления части своих полномочий Российской Федерации в области охраны окружающей среды, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.03.2014 № 337-р, установлены следующие реквизиты для оплаты государственных пошлин за негативное воздействие на окружающую среду:

Государственная пошлина за выдачу разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух:

УФК по г. Москве (Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы л/с 04731А87640)

Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москва (сокращенное наименование — ГУ Банка России по ЦФО)

ОКТМО – 45 374 000

КБК 048 1 08 07250 01 1000 110

В назначении платежа:

«Государственная пошлина за выдачу разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух»;

Государственная пошлина за выдачу разрешения на выброс (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю стационарных источников:

УФК по г. Москве (Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы л/с 04731А87640)

Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москва (сокращенное наименование — ГУ Банка России по ЦФО)

ОКТМО – 45 374 000

КБК 048 1 08 07261 01 1000 110

В назначении платежа:

«Государственная пошлина за выдачу разрешения на выброс (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю стационарных источников»;

Государственная пошлина за выдачу разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств:

УФК по г. Москве (Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы л/с 04731А87640)

Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москва (сокращенное наименование — ГУ Банка России по ЦФО)

ОКТМО – 45 374 000

КБК 048 1 08 07263 01 1000 110

В назначении платежа:

«Государственная пошлина за выдачу разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств»;

Государственная пошлина за выдачу разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду:

УФК по г. Москве (Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы л/с 04731А87640)

Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москва (сокращенное наименование — ГУ Банка России по ЦФО)

ОКТМО – 45 374 000

КБК 048 1 08 07270 01 1000 110

В назначении платежа:

«Государственная пошлина за выдачу разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду»

По региональным объектам реквизиты для оплаты государственной пошлина за выдачу разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками:

УФК по г. Москве (Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы л/с 04732803000)

Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москва (сокращенное наименование — ГУ Банка России по ЦФО)

КБК 803 1 08 07300 01 1000 110

ОКТМО – 45 374 000

Реквизиты для внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду:

Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами

УФК по г. Москве (Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы л/с 04731А87640)

Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москва (сокращенное наименование — ГУ Банка России по ЦФО)

ОКТМО – 45 374 000

КБК 048 1 12 01010 01 6000 120

Назначение платежа: Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами за ___ квартал 20 __ года.

Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами

УФК по г. Москве (Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы л/с 04731А87640)

Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москва (сокращенное наименование — ГУ Банка России по ЦФО)

ОКТМО – 45 374 000

КБК 048 1 12 01020 01 6000 120

Назначение платежа: Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами за ___ квартал 20 __ года.

Плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты

УФК по г. Москве (Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы л/с 04731А87640)

Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москва (сокращенное наименование — ГУ Банка России по ЦФО)

ОКТМО – 45 374 000

КБК 048 1 12 01030 01 6000 120

Назначение платежа: Плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты за __ квартал 20__ года.

Плата за размещение отходов производства и потребления

УФК по г. Москве (Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы л/с 04731А87640)

Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москва (сокращенное наименование — ГУ Банка России по ЦФО)

ОКТМО – 45 374 000

КБК 048 1 12 01040 01 6000 120

Назначение платежа: Плата за размещение отходов производства и потребления за __ квартал 20__ года.

Плата за иные виды негативного воздействия на окружающую среду

УФК по г. Москве (Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы л/с 04731А87640)

Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москва (сокращенное наименование — ГУ Банка России по ЦФО)

ОКТМО – 45 374 000

КБК 048 1 12 01050 01 6000 120

Назначение платежа: Плата за иные виды негативного воздействия на окружающую среду за ___ квартал 20 __ года.

Плата за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа

УФК по г. Москве (Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы л/с 04731А87640)

Главное управление Банка России по Центральному федеральному округу г. Москва (сокращенное наименование — ГУ Банка России по ЦФО)

ОКТМО – 45 374 000

КБК 048 1 12 01060 07 6000 120

Назначение платежа: Плата за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа за ___ квартал 20 __ года.

Образцы платежных поручений прилагаются.

Leave a Reply

Your email address will not be published.Required fields are marked *