Болонский процесс

Плата за

Плата за подключение и вопросы собственности

Петрищев В.В., Старший консультант ЗАО «Карана9raquo;, г. Москва

Доклад на конференции «Государственное регулирование и надзор в теплоснабжении», 11-13 сентября

Утверждение: плата за подключение к объектам инфраструктуры, находящимся в частной собственности, должна быть равна нулю (при этом возмещение инвестиционных расходов со стороны потребителя – безусловно, но за счёт иных механизмов).

Формально вопросы, связанные с платой за подключение, не входят в сферу деятельности ФСТ. Однако плата за подключение является одним из источников финансирования инвестиционных программ организаций коммунального комплекса (ОКК), наряду, в частности, с регулируемой региональными органами нормой прибыли ОКК, включаемой в эксплуатационный тариф. Формирование методологии оценки такого тарифа и контроль за «ненарушением9raquo; некоторых ключевых параметров – сфера ответственности ФСТ. Таким образом, и вопросы, связанные с установлением платы за подключение, должны напрямую касаться ФСТ.

Плата за подключение к сетям инфраструктуры – необходимый инструмент для муниципалитета, позволяющий «разнообразить9raquo; источники финансирования [1] инвестиционных мероприятий [2], реализуемых организацией коммунального комплекса. Однако зачастую взимание такой платы (во временном разрезе) следует непосредственно за реализацией инвестмероприятия, а иногда – и предшествует ему. Это означает, что срок окупаемости инвестмероприятия стремится к нулю (построил — получил плату за подключение – окупил), а иногда потребитель вообще авансирует ОКК. Конечно, сокращение периода окупаемости (с учётом стоимости капитала) снижает суммарную интегральную нагрузку на потребителя, однако резко увеличивает единовременную нагрузку. Снижение такой нагрузки за счёт существующих механизмов социальной поддержки (по аналогии с текущими эксплуатационными тарифами) – невозможно. Трудно себе представить, чтобы при покупке коммерческого жилья гражданин получал бюджетную дотацию в размере, соответствующем некоторой доле платы за подключение, которую осуществил инвестор-застройщик. Однако, в случае, если получатель такой платы – ОКК, управляющая инфраструктурой, находящейся в собственности муниципалитета или иной формы [3] организации сообщества потребителей услуги, тогда ещё можно допустить, что взимание платы за подключение – «неизбежное зло», не имеющее альтернативы, т.е. если у муниципалитета нет финансовых и иных ресурсов, позволяющих «растянуть9raquo; погашение потребителем инвестиционных расходов и при этом утверждённая плата за подключение явилась результатом некоторого общественного соглашения между муниципалитетом и потребителями, неотъемлемой частью которой является сохранение создаваемой за счёт такой платы собственности в муниципальной собственности (а опосредованно – в собственности потребителей) – тогда существование платы за подключение — оправдано.

В случае же, если создаваемые за счёт платы за подключение объекты инфраструктуры находятся в частной собственности, такая плата вообще не имеет ни общественного, ни рыночного смысла. В пределе имеем следующую ситуацию: две умные головы, имеющие в собственности компьютер и принтер, приняли участие и выиграли муниципальный конкурс на строительство, например, котельной с разводящими сетями. Их инвестпрограмма оказалась самой разумной, внедряемое оборудование самым передовым, смета – не воровской. Допустим, муниципалитет принял их предложение и включил все инвестиционные расходы в утверждаемый тариф на подключение – право распределять финансовую нагрузку между различными источниками финансирования принадлежит муниципалитету. Предположим (в пределе), что потенциальный контрагент для ОКК — инвестор-застройщик, который и будет выплачивать плату за подключение (возмещая её затем через стоимость квадратного метра) – один (т.е. котельная строится исключительно для объектов этого инвестора – застройщика). Значит, в соответствии с процедурами Градостроительного Кодекса, ПП РФ №83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», ПП РФ №360 «Об утверждении Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры» есть вероятность, что ОКК посредством взимания платы за подключение получит 100% авансовое финансирование, и после этого станет ещё и собственником созданной инфраструктуры! Т.е. общество профинансирует практически моментальное повышение капитализации частной компании, создаст ей высокую рыночную стоимость. Но это противоречит рыночным принципам. Применение такой методологии означает, что к покупателю, например, макаронных изделий, может обратиться частный инвестор, предполагающий построить макаронную фабрику, и потребовать внесения единовременной (и очень высокой. ) платы, необходимой для строительства фабрики. В качестве примера, подтверждающего абсурдность авансового финансирования частного бизнеса, можно упомянуть распространённый в развитых странах принцип – период окупаемости объектов электроэнергетики соотносится со временем жизни создаваемых объектов. Так, для тепловых станций этот период составляет 20-25 лет, для гидростанций и атомных станций, период жизни которых составляет около 50-60 лет, период окупаемости при расчётах инвестиционных проектов принимается равный 30-40 годам. Понятно, что плохой инвестиционный климат (особенно в сфере ЖКХ), высокая стоимость денег не позволяют в нашей стране рассматривать такие периоды окупаемости. Однако авансовое финансирование частного бизнеса путём взимания платы за подключение – абсолютный рыночный нонсенс!

Очевидно, что корректное исправление ситуации связано с решением вопроса ограничения оборота муниципального инфраструктурного имущества, однако этот вопрос уже в течении многих лет не находит законодательного разрешения.

Амортизационные отчисления не являются источником финансирования инвестпрограмм ОКК, а являются источником возмещения уже осуществлённых инвестиций.

Ещё большую абсурдность ситуации с введением платы за подключение придаёт существующая в нашей стране практика рассмотрения амортизационной составляющей, включаемой в тариф, в качестве источника инвестиций будущих инвестмероприятий! По сути, амортизация – есть возмещение части уже осуществлённых инвестрасходов, и никак не может быть обременена требованием по целевому использованию для реализации новых инвестмероприятий в будущем! В этом тезисе кроются два очень важных момента:

Первый – если уж ОКК (рассмотрим случай частной ОКК, управляющей существующими и создаваемыми объектами инфраструктуры, принадлежащими муниципалитету) получила плату за подключение, то взимание с потребителя вторично компенсации части этих расходов через амортизационную составляющую тарифа – практически невозможно и недопустимо. Рассматривать такие отчисления как фонд реноваций, как это было в советские времена – невозможно, т.к. в советские времена такой подход был оправдан, т.к. не было инфляции; амортизация являлась «защищённой9raquo; статьёй расходов, а недопустимо – т.к. в советские времена на «ОКК9raquo; лежала негласная ответственность по поддержанию в рабочем состоянии инфраструктуры в неопределённо долгом периоде времени вперёд, чего нет сейчас.

Второй – вытекает из первого – в нашем законодательстве отсутствуют принципы определения периода, в течении которого ОКК обязана предоставлять в общественное пользование создаваемые объекты инфраструктуры. В электроэнергетике хотя бы планируется с введением рынка мощности ввести, по сути, обязательства предоставления мощности в течении 10-ти лет (правда, это означает, что и период окупаемости, скорее всего, не будет превышать 10-ть лет, что очень мало). В коммунальной энергетике единые критерии «увязывания9raquo; сроков предоставления услуг с использованием конкретных объектов инфраструктуры, создаваемых за счёт платы за подключение – нигде не сформулированы.

[1] Под финансированием инвестпрограмм в данном контексте правильно понимать возмещение инвестиций, уже осуществлённых ОКК за счёт собственных и/или привлечённых средств.

[2]Неверно разделять инвестмероприятия (и, соответственно, источники финансирования) по принадлежности к мероприятиям по модернизации (включая новое строительство) инфраструктуры в интересах существующих потребителей (без увеличения договорной нагрузки) и в интересах вновь подключаемых потребителей «старых9quot; потребителей, увеличивающих договорную нагрузку.

[3]Например, в Дании, кроме муниципалитетов, часто собственниками объектов инфраструктуры являются кооперативы потребителей.

Плата за размещение отходов производства и потребления: лимиты, порядок расчета

Одним из видов отрицательного влияния на окружающую среду (НВОС) является размещение в ней отходов производства и потребления. В статье рассматриваются актуальные вопросы расчета платы экологического сбора, некоторые нюансы, регулирование данного вопроса законодательством РФ. В статье рассмотрим какие платежи за размещение отходов производства и потребления, какие ограничения (лимиты) и какой порядок расчета сборов.

Согласно законодательству РФ за размещение отходов взимается плата с организаций и предпринимателей (ИП), если их деятельность влечет образование отходов.Платежи за твердые коммунальные отходы (ТКО) вносят операторы регионов, обращающиеся с ними или их размещающие.

Не платят за размещение фирмы и ИП, работающие только на объектах 4 категории. Критерии причисления к ним можно посмотреть в Постановлении № 1029 от 28.09.15.

С 2016 года только отходообразователи обязаны рассчитывать и вносить плату за размещение своего мусора, полученного в результате их деятельности.

Если организация, обязанная перечислять экологический взнос, передаст право собственности или иное право на образовавшиеся отходы иной компании, от платежей ее это не освобождает.

Регистрироваться в отделении Роспотребнадзора плательщикам не нужно. Уполномоченная организация сделает это самостоятельно. Представителя предприятия могут попросить заполнить заявление для постановки на учет.

Платежная база плательщиками определяется самостоятельно исходя из данных производственного экологического контроля. При ее расчете учитывают:

  • Массу или объем вывезенныхза отчетный интервал отходов;
  • Уровень опасности отходов;
  • Лимиты на размещение и их превышение.

Классы опасности присваиваются отходам в зависимости от их влияния на экологию. Классификация указана в таблице.

Данные о рассчитанной платежной базе представляются плательщиками за период отчета. Они указываются в декларации о негативном воздействии на экологическую обстановку.

Лимиты предельно допустимого воздействия на экологию

Отходы должны размещаться в соответствии с лимитами. Установлены они исходя из норм предельно допустимого воздействия (ПДВ) на экологию.

Все плательщики сбора, кроме малых и средних компаний, разрабатывают проектную документацию норм образовывающегося у них мусора и лимитов на его размещение по утвержденным методическим рекомендациям. Указания по их разработке утверждают властные структуры РФ и субъектов (см. → какая плата за загрязнение окружающей среды? Расчет).

Малые и средние предприниматели подают в уполномоченный орган отчетность в порядке уведомления. В ней содержатся данные о том, как образуются, утилизируются, обезвреживаются, размещаются отходы. Порядок представления сведений регламентируется уполномоченной организацией.

Нарушение нормативов и лимитов ведет к ограничению, приостановке или прекращению деятельности субъектов предпринимательства.

В лимиты на размещение не включаются следующие отходы:

  • Рудосодержащие и вскрышные горные породы;
  • Отходы от производства чермета IV, V классов опасности.

Устанавливают лимит для плательщиков уполномоченные организации. Документ действует в течение 5 лет. Организация должна ежегодно подтверждать неизменность процесса производства (выполнения работ) и вид используемых материалов.

При отсутствии у фирмы утвержденных нормативов все отходы считаются безлимитными. Рассчитывая сумму за их размещение,применяют коэффициент повышения 5.

Сумма за размещение отходов определяется по их классу опасности. Ее можно рассчитать по формуле:

П (лимит) = С * М * 1,6 * 2,56,

П (лимит) — сумма платежа при размещении мусора в границах лимита;

С — ставка оплаты за вывоз 1 тонны (1 куб. метра) отходов;

М — масса (объем) отходов к вывозу, тонн (куб.м.);

1,6 — почвенный коэффициент;

2,56 — коэффициент инфляции в 2016 году.

П (сверх) = С * 5 * М * 1,6 * 2,56,

П (сверх) — сумма платежа при размещении сверх лимита;

5 —коэффициент за сверхлимитное размещение.

Пример #1. Расчет платежа за образование отходов выше нормативов

В крупной фирме ООО «Строймакс» в 1 квартале 2016 в результате строительно-монтажных работ образовались отходы массой 2,8 тонны по классу опасности 4 в границах лимита и 1,1 тонны по классу опасности 3 сверх лимита. За 2015 год платежи за размещение мусора не перечислялись из-за его отсутствия.

Платеж за 1 квартал равен:

2,8 * 635,9 * 1,6 * 2,56 +1,1 * 1272,3 * 1,6 * 2,56 * 5 = 7293,01 + 28662,37 = 35955,38 р.

С начала 2016 года используются новые утвержденные ставки оплаты за размещение мусора (Постановление № 913 от 13.09.16). Их значения приведены в таблице.

V класс опасности, в т. ч.:

Дополнительные понижающие коэффициенты введены Правительством РФ с целью стимулирования плательщиков на снижение пагубного воздействия мусора на экологическую обстановку. Их значения приведены в таблице.

На 2016 год установлен коэффициент экологии почвы для Центрального района РФ — 1,6.

Перечисления за отходы не производят при их вывозе на спецобъекты, установленные законами РФ и препятствующие отрицательному влиянию на экологию.

Из суммы платежа исключаются расходы на процедуры по уменьшению негативного действия отходов на экологию отдельно для каждого класса опасности в пределах начисленных сумм. К ним относятся следующие подтвержденные документами затраты:

  • Внедрение лучших доступных технологий;
  • Строительство, создание проектов, реконструкция сооружений и устройств по переработке отходов;
  • Установка оборудования для использования, транспортировки, обезвреживания отходов.

Если фирма в течение 11 месяцев накапливает отходы для последующей утилизации либо обезвреживания, то плата за их размещение не взимается.

Платежи за вывоз мусора вносятся по месту фактического нахождения объекта его размещения.

Отчетным периодом является год, а документ нужно подать до 1 марта года, следующего за периодом отчета. Этот срок действует для субъектов малого и среднего бизнеса. Остальные предприниматели обязаны ежеквартально вносить плату(кромеIV квартала). Перечисление следует производить до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Размер квартальной платы равен четверти суммы, перечисленной за предшествующий год.

Пример #2. Расчет платы за размещение мусора

ООО «Жилстрой» является крупной организацией. За 2015 год оно внесло плату за размещение мусора в размере 22 500 рублей. Из них в счет погашения задолженности за 2014 год было уплачено 6 500 рублей, из них 5 000 рублей — по решению суда и 1 500 рублей в добровольном порядке.

За первый квартал 2016 фирма обязана заплатить:

(22 500-6 500)/4 = 4 000 рублей.

Аналогично рассчитываются суммы за остальные кварталы 2016 года. То есть за текущий год сумма платежа рассчитывается только из сумм прошлого года! Перечисления за более ранние периоды в расчет не идут! Все предприятия, зарегистрированные в 2016 году, не перечисляют квартальные авансы. Всю сумму платы они должны перечислить до 1 марта 2017 года!

Декларация по отражению сумм за размещение отходов представляют плательщики до 10 марта следующего за отчетным года.

Переплату можно вернуть по заявлению или оставить в счет будущего периода.

Для перечисления сумм по экологии за мусор применяется КБК: 048 1 12 01040 01 6000 120. В платежке на перечисление средств за размещение отходов следует указывать код ОКТМО той территории, где расположен объект нахождения отходов: полигон, свалка и т. п.

Законодательство РФ предусматривает меры стимулирования субъектов предпринимательства, занимающихся обращением с отходами, к ним относятся:

  • Снижение платы за негативное влияние на окружающую среду для фирм, внедряющих технологии для уменьшения количества отходов;
  • Применение ускоренной амортизации основных средств, используемых для размещения отходов.

Для производителей упаковки и продукции, после порчи которой остаются биоразлагаемые отходы, правительство установило следующие виды экономической поддержки:

  • Льготы по налогам;
  • Льготы по экологическому сбору;
  • Льготы по плате за НВОС;
  • Финансовая поддержка от федерального и местного бюджетов.

Внесение платы (в. т. ч. и авансов) несвоевременно или в неполном объеме влечет начисление пеней. Их размер равен одной трехсотой ключевой ставки ЦБ РФ на день их уплаты, но не более 0,2% в день. Начисляются они за каждый просроченный календарный день.

Согласно ст. 8.41 КоАП за несвоевременное перечисление экологического сбора предусмотрена и административная ответственность. Нарушение облагается штрафом:

  • для должностных лиц: 3 000 — 6 000 р.;
  • для организаций: 50 000 — 100 000 р.

В статье речь идет только о плате, авансовые платежи за квартал не фигурируют.

Согласно Письму Минприроды № 06-09-44/5872 от 25.03.16, пени за просрочку платежа не распространяются на суммы, перечисленные за 2015 год. Начиная с 2016 года, пени начисляются с 21 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В 2017 году — в отношении платежа за год, начиная со 2 марта года, следующего за отчетным.

Вопрос №1. Предприятие заключило договор на вывоз отходов (мусора). Должна ли она осуществлять платеж за их размещение?

Обязана платить. Мусор образуется в результате работы фирмы.

Вопрос №2. Нужно ли платить арендодателю за мусор арендаторов?

Владельцу арендных площадей (арендодателю) следует правильно оформить договор аренды. В нем нужно зафиксировать, что арендаторы должны нести ответственность перед природоохранным законодательством: сдавать отчеты, получать нормы и лимиты, платить за размещение мусора и т. д. Также в соглашении можно указать порядок вывоза мусора с территории.

Вопрос №3. Весь отчетный период фирма не работала. Нужно ли сдавать декларацию по экологии?

Фирма обязана представить нулевой отчет. В нем следует указать, что отходы не вывозились. Если Природнадзоропределит, что деятельность все-таки велась, организации грозит штраф!

Вопрос №4. Какие подтверждающие документы следует приложить к расчету платы за НВОС?

Законодательство РФ не предусматривает необходимость приложения пояснительныхбумаг к расчету. Однако, для проверки правильности составления отчета, органы Росприроднадзора часто требуют наличие некоторых копий документов: свидетельства о собственности или соглашения об аренде; заключения на лимиты; бумаг, подтверждающих факт использования отходов и другие. Особенно это касается крупнейших плательщиков. Перечень документов лучше уточнить в уполномоченной организации по месту регистрации фирмы.

Вопрос №5. Как поступить, если организация не платила экологический сбор?

Неуплаченные суммы могут взыскиваться только в пределах срока исковой давности. Нужно заплатить сумму за три прошедших года и представить в уполномоченное экологическое отделение расчеты за этот период.

Итак, плата за размещение отходов— обязанность всех субъектов предпринимательской и иной деятельности, если их работа негативно влияет на экологическую ситуацию. Важно знать законодательство по экологии, уметь правильно рассчитать платежи, своевременно их перечислять и отчитываться за это. Крупнейшим предприятиям проведение природоохранных мероприятий позволит сэкономить значительные суммы средств.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду – 2016

Плата за

Произошедшие в 2016 году значительные изменения в порядке начисления и внесения платы за НВОС [1] , а также представления отчетности по ней вызвали большое количество вопросов. Ответы на часть из них представлены в Письме Росприроднадзора от 11.04.2016 №&#81&7;АС-06‑01‑30/6155 [2] . Какие нюансы разъяснило компетентное ведомство?

Сроки перечисления платы, размер платежей

Таким образом, субъекты малого и среднего предпринимательства в течение 2016 года плату не перечисляют. Они рассчитывают и вносят плату за 2016 год в срок до 1 марта 2017 года.

Остальные плательщики уплачивают ежеквартальные авансовые платежи. Размер платежа в 2016 году определяется как 1/4 фактически уплаченной (не начисленной) суммы за I&#823&;9ndash; IV кварталы 2015 года. При этом не учитываются суммы платежей, уплаченные в 2015 году в счет погашения задолженности предыдущих лет (2013, 2014 и т.&#81&7;д.), вне зависимости от того, осуществлялось ли погашение задолженности в добровольном порядке или по решению суда.

Созданные в 2016 году организации не вносят авансовые платежи в течение 2016 года. Сумму платы за 2016 год они должны перечислить в полном объеме в срок до 01.03.2017.

Если хозяйствующим субъектом в 2015 году исчислялась и вносилась плата за сверхлимитное загрязнение (ввиду отсутствия разрешительной документации), то в 2016 году квартальные авансовые платежи исчисляются и вносятся строго от суммы, уплаченной за 2015 год (то есть с учетом ранее уплаченных сумм за сверхлимитное загрязнение). По итогам 2016 года (то есть уже в 2017 году) суммы переплаты подлежат зачету в счет будущих платежей или возврату по заявлению плательщика.

Если плательщик в прошлом году вносил плату в части сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов на водосборные площади (рельеф местности/за сбросы неорганизованным поверхностным стоком в водные объекты), то в текущем году уплачивается 1/4 часть суммы от уплаченной в 2015 году по тому КБК, по которому вносилась данная плата. По итогам отчетного года (в 2017 году) при подаче декларации о плате за НВОС хозяйствующий субъект делает перерасчет платы с учетом внесенных авансовых платежей. Суммы образовавшейся по итогам года переплаты будут зачтены в счет будущих платежей или возвращены плательщику по заявлению.

Процедуры зачета (возврата) денежных средств планируется предусмотреть в правилах исчисления и взимания платы, осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения. Проект Постановления Правительства РФ об утверждении таких правил находится в стадии доработки.

до 10 марта 2017 года.

Ответственность за несвоевременное или неполное внесение платы (в том числе за перечисление авансовых платежей)

В свою очередь, в п. 3 речь идет о сроках перечисления не только платы, рассчитанной по итогам года, но и квартальных авансовых платежей.

В связи с этим в рассматриваемом письме указано, что пени начисляются в случаях несвоевременного или неполного внесения:

  • авансовых платежей;
  • платы за НВОС, исчисленной по итогам отчетного года.

Известно, что существует еще ст. 8.41 КоАП РФ, устанавливающая административную ответственность за невнесение в установленные сроки платы. Это нарушение влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 3 000 до 6 000 руб.;
  • на юридических лиц&#823&;9ndash; от 50 000 до 100 000 руб.

Как видим, речь в ней идет исключительно о плате, ежеквартальные авансовые платежи в ней не названы. Росприроднадзор сообщил, что применение в 2016 году административной ответственности в отношении лиц, не уплативших квартальные авансовые платежи, будет разъяснено Минприроды дополнительно.

В Письме от 25.03.2016 № 06&#820&;09‑44/5872 Минприроды сообщило, что положения п. 4 ст. 16.4 Федерального закона №&#81&7;7-ФЗ о начислении пеней не распространяются на суммы платы за 2015 год. Пени начисляются в 2016 году в отношении авансовых платежей начиная с 21-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в 2017 году в отношении ежегодно вносимой платы – начиная со 2-го марта года, следующего за отчетным.

Об объектах размещения отходов, которые не оказывают негативное воздействие на окружающую среду

Исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов достигается за счет осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды, и подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, в том числе соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ (ч. 7 ст. 23 Федерального закона №&#81&7;89-ФЗ).

В настоящее время подготовлен проект Постановления Правительства РФ «О порядке подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов». До принятия указанного документа плата за НВОС должна исчисляться и вноситься в соответствии с действующим законодательством вне зависимости от включения объекта размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов.

О плате за размещение твердых коммунальных отходов

  • должны быть приняты соответствующие нормативные правовые акты;
  • введены единые тарифы на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами;
  • проведены конкурсные отборы региональных операторов;
  • заключены соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта РФ и региональным оператором.

До дня утверждения единого тарифа регионального оператора на территории субъекта РФ и заключения соглашения применяются положения действующего законодательства. Следовательно, плату за НВОС при размещении отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, должны исчислять и уплачивать юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались данные отходы.

Сохраняют силу разъяснения, представленные Письмом

Росприроднадзора от 29.03.2016 №&#81&7;АА-06‑01‑36/5099: плата за НВОС в связи с размещением отходов, осуществленным с 1 января 2016 года, подлежит исчислению и внесению лицами, определенными ст. 16.1 Федерального закона №&#81&7;7-ФЗ, вне зависимости от факта передачи другим лицам права собственности или иного права на размещенные отходы.

  • Методические указания по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденные Госкомэкологии РФ 2&.12.1998;
  • Приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 №&#81&7;204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду».

[1] Подробнее о нововведениях читайте в материале «Проверь себя: плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2016 году» в журнале «Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение», №&#81&7;3, 2016.

[2] Полный текст письма опубликован в журнале «Строительство: акты и комментарии для бухгалтера», №&#81&7;5, 2016.

[3] Федеральный закон от 10.01.2002 №&#81&7;7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

[4] Федеральный закон от 24.06.1998 №&#81&7;89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

[5] Федеральный закон от 29.12.2015 №&#81&7;404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

редактор журнала «Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение»

Плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году

Согласно законодательству РФ, все организации и индивидуальные предприниматели, которые используют в своем бизнесе объекты, влияющие негативным образом на окружающую среду, должны за это платить. В этом материале будет рассмотрена плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году. Мы выясним, до какого числа и кому нужно внести плату за 2016 год, а также нужно ли сдавать отчетность в Росприроднадзор.

Кто должен платить за загрязнение окружающей среды?

Как уже упоминалось выше, платить за использование в своей предпринимательской деятельности объектов, влияющих негативным образом на окружающую среду, должны как организации, так и ИП. При этом обязанность по внесению платы возникает для всех бизнесменов, применяющих любую из систем налогообложения — УСН, ЕНВД, ПСН, ОСНО или ЕСХН.

Следует также учитывать, что обязанность уплачивать за загрязнение окружающей среды возникает независимо от того, находится ли данный объект в собственности, или нет. Именно поэтому плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году обязательна, в том числе, и для арендаторов — то есть лиц, которые эксплуатируют объект.

Также необходимо знать, что ИП и организации, которые используют объекты негативного влияния на окружающую среду, в обязательном порядке должны зарегистрироваться в территориальном отделении Росприроднадзора. Приказом Минприроды России от 23 декабря 2015 № 554 утверждена форма заявки по каждому такому объекту.

Кто не должен платить за загрязнение окружающей среды?

Российское законодательство (п.1 ст.16.1 Закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ ) предусматривает и категории организаций и ИП, которые не платят за загрязнение окружающей среды. Под действие закона попадают индивидуальные предприниматели и организации, которые ведут свою деятельность на объектах IV категории опасности, на которых:

  • отсутствуют выбросы радиоактивных веществ;
  • отсутствуют сбросы загрязняющих веществ, образующихся при использовании воды для промышленных нужд, в канализацию и в окружающую среду и в поверхностные и подземные водные объекты, а также на земную поверхность;
  • есть стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, при этом их количество не более 10 тонн в год.

Росприроднадзор присваивает определенные категории опасности при регистрации объектов в государственном реестре. То есть, если вам не известна категория опасности вашего объекта, то следует обратиться в Росприроднадзор с целью уточнения данных.

Обратите внимание, что экологический сбор и плата за загрязнение окружающей среды — это два разных платежа!

Тарифные ставки за загрязнение окружающей среды

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования или Росприроднадзор на основании Постановления Правительства РФ от 29.12.2007 № 995 контролирует расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году и ее своевременное перечисление в федеральный бюджет.

Обращаем ваше внимание, что старый порядок расчета платежа, начиная с 23 сентября 2016 года, перестал действовать (Постановление правительства РФ от 13 сентября 2016 г. № 913 отменило постановления от 19 ноября 2014 г. № 1219 и от 12 июня 2003 г. № 344, где содержались правила расчета).

Таблица «Тарифы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в 2016–2018 годах»

Название загрязняющего вещества

Статья 154. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги

1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:

1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 176-ФЗ, от 03.07.2016 N 267-ФЗ)

3) плату за коммунальные услуги.

1.1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования включает в себя:

1) плату за наем жилого помещения, устанавливаемую в соответствии со статьей 156.1 настоящего Кодекса;

2) плату за коммунальные услуги.

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 217-ФЗ)

2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 176-ФЗ, от 03.07.2016 N 267-ФЗ)

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ)

3. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 263-ФЗ)

Действие положения части 4 статьи 154 (в редакции Федерального закона от 02.06.2016 N 175-ФЗ) распространяется на отношения, возникшие после 1 января 2016 года.

Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года (часть 20 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ).

Об особенностях применения части 4 статьи 154 в части обращения с твердыми коммунальными отходами см. часть 9 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ.

4. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 02.06.2016 N 175-ФЗ)

5. В случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

(часть 5 введена Федеральным законом от 28.12.2016 N 469-ФЗ)

Leave a Reply

Your email address will not be published.Required fields are marked *