Артефакты

Подкуп

Лекция 9. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях

Коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ). Понятием «коммерческий подкуп» охватываются два самостоятельных состава преступления — незаконная передача вознаграждения и его незаконное получение. Это обусловлено тем, что законодатель дифференцирует ответственность участников коммерческого подкупа в зависимости от их роли в этом едином преступлении, признавая получение незаконного вознаграждения более опасным, чем его передача.

Непосредственным объектом коммерческого подкупа является нормальное, соответствующее законодательству РФ и учредительным документам коммерческих или иных организаций, функционирование управленческого аппарата коммерческих организаций независимо от формы собственности, а также некоммерческих организаций, не являющихся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением.

Предметом коммерческого подкупа могут служить деньги, ценные бумаги, любое другое имущество, а также услуги имущественного характера.

Незаконная передача вознаграждения (ч. 1 ст. 204 УК РФ) с объективной стороны характеризуется либо незаконной передачей лицу, выполняющему управленческие функции, денег, ценных бумаг или иного имущества, либо незаконным оказанием этому лицу услуг имущественного характера. Оба эти действия совершаются для того, чтобы получатель незаконного вознаграждения, используя свое служебное положение, совершил какие-либо действия (бездействие) в интересах дающего. Следовательно, одним из признаков коммерческого подкупа является обусловленность вознаграждения совершением его получателем определенных действий с использованием служебного положения в пользу дающего это вознаграждение. Формы этой обусловленности могут быть разнообразными: возможны обсуждение всех деталей «сотрудничества» обоих участников преступления либо договоренность в общей форме о таком сотрудничестве, а также молчаливое соглашение о взаимных услугах. Однако во всех случаях обе стороны понимают, что подношение делается в расчете на ответные действия его получателя с использованием служебного положения в пользу дающего.

Состав анализируемого преступления является формальным. Оконченным оно признается с момента принятия лицом, обладающим управленческими функциями, хотя бы части незаконного вознаграждения или части услуг имущественного характера. Неудачная попытка передать незаконное вознаграждение или незаконно оказать имущественную услугу, не завершенная по причинам, не зависящим от воли дающего, должна квалифицироваться как покушение на коммерческий подкуп. Реальное совершение ответных действий лицом, выполняющим управленческие функции, с использованием служебного положения не входит в объективную сторону коммерческого подкупа. В литературе была высказана мысль, что коммерческий подкуп в отличие от взяточничества должен считаться оконченным преступлением лишь с того момента, когда подкупленный служащий совершил действие (бездействие), причинившее вред интересам организации, ее собственника или клиентам этой организации. Однако эта точка зрения не основана на законе, поскольку совершение подкупленным служащим ответных действий в интересах подкупившего не предусмотрено диспозицией ч.1 ст.204 УК.

Субъективная сторона этой разновидности коммерческого подкупа характеризуется прямым умыслом и специальной целью: побудить лицо, выполняющее управленческие функции, совершить в его интересах какие-либо действия (бездействие) в связи с занимаемым им служебным положением в коммерческой или иной организации.

Субъектом этого преступления может быть любое лицо, достигшее возраста 16 лет.

Квалифицированный состав этого преступления (ч. 2 ст. 204 УК РФ) предусматривает совершение коммерческого подкупа группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо если они совершены за заведомо незаконные действия (бездействие).

Коммерческий подкуп считается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали как минимум два лица, заранее договорившиеся о совместном совершении именно этого преступления, а совершенным организованной группой — если он совершен устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений (ч. 2 и 3 ст. 35 УК РФ).

Заведомо незаконные действия представляют собой действия, запрещенные законом или иным нормативным правовым актом. При этом указание законодателя на заведомость означает точное знание лицом этого обстоятельства.

Части 3 и 4 ст. 204 УК РФ устанавливают ответственность за незаконное получение вознаграждения лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Объективная сторона этого преступления характеризуется незаконным получением денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконным пользованием услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым виновным служебным положением. Таким образом, объективная сторона может выразиться либо в незаконном получении подношения (так называемой коммерческой взятки), либо в незаконном принятии услуг имущественного характера (бесплатный или за символическую плату дорогостоящий ремонт квартиры, автомобиля, предоставление в пользование жилого или нежилого помещения и т. п.). Обязательным признаком объективной стороны преступления является обусловленность подношения или услуги совершением в интересах дающего какого-либо действия (бездействия) с использованием служебного положения виновного.

Данное преступление имеет формальный состав и считается оконченным с момента получения хотя бы части имущества, составляющего предмет подкупа, или хотя бы частичного принятия услуги имущественного характера. Совершение ответных действий подкупленным служащим в интересах дающего выходит за рамки объективной стороны незаконного получения «коммерческой взятки», поэтому не влияет на квалификацию этого преступления.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Корыстные цели и мотивы являются характерными, но не обязательными признаками данного преступления.

Субъект анализируемого преступления — специальный. Им может быть только лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, т.е. обладающее признаками, предусмотренными примечанием 1 к ст. 201 УК РФ.

Квалифицированные виды рассматриваемого преступления предусмотрены ч. 4 ст. 204 УК РФ. В качестве квалифицирующих выступают: а) совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) совершение преступления с вымогательством; в) совершены за заведомо незаконные действия (бездействие).

Предварительный сговор группы лиц имеет место, в случаях, если он до начала преступления был достигнут между двумя или большим числом лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих или иных организациях, и своим предметом имел незаконное получение «коммерческой взятки». Для установления признака организованной группы необходимо, чтобы группа была устойчивой и в ней участвовало более одного служащего коммерческой или иной организации, наделенного управленческими полномочиями.

Вымогательство как способ незаконного получения «коммерческой взятки» означает как прямое требование незаконного вознаграждения под угрозой ущемления прав и законных интересов лица, к которому обращено требование, так и умышленное поставление этого лица в такое положение, при котором оно оказывается вынужденным уплатить незаконное вознаграждение во избежание причинения вреда своим правам или законным интересам либо правам и законным интересам представляемой им организации.

Статья 204 УК РФ снабжена примечанием, в котором формулируются основания освобождения от уголовной ответственности лица, незаконно передавшего вознаграждение или оказавшего услугу имущественного характера лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации. Это лицо освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство или если это лицо добровольно сообщило о факте подкупа органу, имеющему право возбудить уголовное дело. Важно отметить, что примечание к ст. 204 УК РФ допускает возможность такого сообщения не только о совершенном, но и о предстоящем подкупе.

Освобождение от уголовной ответственности по обоим основаниям, предусмотренным примечанием к ст. 204 УК РФ, не означает отсутствия состава преступления в действиях лица, совершившего коммерческий подкуп, и не дает ему права выступать в роли потерпевшего по уголовному делу.

Коммерческий подкуп. Как себя вести? Рекомендации адвоката по уголовным делам

ПодкупВ настоящей статье даны рекомендации адвоката по уголовным делам о том, как грамотно сориентироваться и принять упреждающие меры в отношении руководителей коммерческого предприятия, которые, используя свои полномочия, незаконно требуют денежные средства или оказания услуг за их действие или бездействие.

При определенных условиях указанные требования могут квалифицироваться как «Коммерческий подкуп», ответственность за который предусмотрена ч.2 ст.204 Уголовного кодекса РФ.

Самым простым примером коммерческого подкупа может служить подписание договора аренды при условии ежемесячного или единовременного «отката9raquo; арендатору денежных средств, сверх стоимости договора. На самом деле, таких примеров можно привести бесчисленное множество.

Коммерческий подкуп, наряду с таким преступлением как получение взятки, относится к категории тяжких должностных преступлений и наиболее сложно раскрываемых. Необходимо отметить, что получение коммерческого подкупа отличается от получения взятки тем, что субъектом преступления является не должностное лицо, а лицо, обладающее его признаками, т.е. наделенное управленческими функциями именно в коммерческой или иной организации, а не в государственной.

Примечательно, что следственными органами при рассмотрении материалов коррупционной направленности в отношении руководителей МУП, ГУП, нередко последние рассматриваются не как должностные лица, а как лица, имеющие всего лишь признаки должностных, и их действия квалифицируются как коммерческий подкуп. Причиной этому служит тот факт, что подобные учреждения наделены правом осуществления коммерческой деятельности и являются ее субъектом.

Таким образом, если Вам «посчастливилось9raquo; столкнуться с такой формой стяжательства, вам придется встать перед выбором:

  • Вы бросаете то дело, в связи с которым с вас требуют материальные ценности или услуги;
  • Вы соглашаетесь с выставленными условиями и передаете требуемые объекты коммерческого подкупа фигуранту, что к стати также является противоправным деянием, ответственность за которое, предусмотрена ч.1 статьи 204 УК РФ;
  • Вы обращаетесь в правоохранительные органы с целью изобличения потенциального мздоимца (далее фигуранта).

Итак, Вы приняли решение обратиться в правоохранительные органы, по факту незаконного требования от Вас, предположим, денежных средств лицом, наделенным управленческими функциями в коммерческой организации.

Для подготовки обращения (заявления) в полицию Вам потребуются:

  • аудиозапись беседы с фигурантом, требующего от Вас объект подкупа;
  • полный пакет документов, имеющих отношение к указанным событиям.

При подготовке заявления Вы приобщите аудиозапись, однако следует учесть что она не будет являться прямым доказательством вины фигуранта. Вместе с тем, при рассмотрении заявления в полицию она будет играть ключевую роль. По результатам ее изучения, оперативники смогут четко квалифицировать состав преступления, а также определить тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Аудиозапись должна содержать запись Вашей беседы с фигурантом и полностью отражать: предмет, послуживший основанием для разговора (например, подписание договора), условия, предлагаемые фигурантом, для того чтобы он совершил те или иные действия, размер материального или иного вознаграждения, которые он для этого требует.

Важно в ходе беседы с фигурантом, так сказать, «отделить котлеты от мух» и отразить размер материального вознаграждения, предусмотренного официальным договором, и размер (вид) вознаграждения, который он требует в качестве «отката9raquo;. Если этого не будет отражено в аудиозаписи, последний может избежать уголовной ответственности в связи возникшей путаницей фактов.

Одновременно, в ходе разговора с фигурантом, ни в коем случае не предлагайте и даже не намекайте на деньги или иные материальные ценности, которые Вы бы могли ему передать за решение Вашего вопроса. Инициатива должна исходить только него самого. В противном случае Ваши действия будут расценены как провокация. Тем не менее, в случае проявлении такой инициативы со стороны фигуранта, можно, для вида, поторговаться.

Чаще всего, самая первая беседа является наиболее эффективной, так как собеседник хочет верить в то, что Вы пришли неподготовленными, и не боится говорить Вам всю «правду-матку9raquo;.

Запись лучше производить на аналоговом диктофоне на мини-кассету, но допускается запись и на цифровой диктофон. Прерывание записи в ходе беседы недопустимо!

Стоит обратить внимание на то, что беседу лучше не затягивать, потому, что чем больше в ней лишней информации, тем больше шансов у адвоката фигуранта найти «зацепку9raquo; в пользу последнего. При приобщении записи к заявлению в полицию обязательно оставьте себе копию!

В части, касающейся приобщения документов, целесообразно пояснить, что к заявлению также приобщаются только их копии. Ни в коем случае не приобщайте оригиналы!

При подготовке текста заявления можно придерживаться следующей формы.

  • «Прошу провести и рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении руководителя (наименование фирмы, адрес) ФИО, который незаконно требует с меня денежные средства за действия, связанные (например, с подписанием договора), по признакам преступления, предусмотренного ч.2 ст. 201 УК РФ».

Далее, коротко и лаконично излагаете суть заявления. Текст должен составлять один, максимум два листа.

Заканчивать обращение можно так:

  • «Учитывая изложенное, прошу Вас рассмотреть мое заявление в сроки, установленные Уголовно-процессуальным законодательством РФ. О принятом решении, прошу сообщить по телефону (№ телефона) и путем почтовой связи.

К заявлению прилагаю:.

В заявлении необходимо перечислить все копии документов по названию, с указанием количества листов. При приобщении аудиокассеты или диктофона обязательно указать его марку и серийный номер.

При рассмотрении Вашего заявления, сотрудники полиции обязательно возьмут с вас подробное объяснение и предложат Вам участвовать в проведении оперативно-розыскных мероприятий. Целью таких мероприятий является документирование противоправных деяний фигуранта и задержания его с поличным. В рамках проведения указанных мероприятий на Вас будет возложена основная задача, которая состоит в том, чтобы Вы под наблюдением сотрудников полиции, провели встречу с фигурантом и, в ходе беседы передали ему требуемый объект подкупа.

Отказываться от участия в проведении оперативно-розыскных мероприятий нецелесообразно, так как в этом случае оснований для возбуждения уголовного дела не будет. В последствии, обжалование постановления об отказе в возбуждении уголовного дела будет бесполезным.

Адвокат по уголовным делам Виктория Державина

подкуп

Коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ) представляет собой социально опасное деяние, которое мешает нормальному функционированию рыночных отношений, нарушает равенство перед законом граждан, работающих как в государственных, так и в коммерческих организациях, подрывает нормальную управленческую деятельность коммерческих служб, препятствует соблюдению законов и правовых обязанностей лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих организациях. Законодатель оценил коммерческий подкуп как способ общественно опасного неправомерного вмешательства в управленческие процессы, в том числе по управлению собственностью, деятельностью организации, ее подразделений и сотрудников. Специфика общественной опасности коммерческого подкупа выражается в противоправном способе воздействия на управленческие процессы при принятии решений и осуществлении субъектом своих служебных полномочий.

Коммерческий подкуп справедливо относят к коррупционным преступлениям. В связи с этим наиболее удачным определением коррупции, включающим в себя и коммерческий подкуп, является то, что «Коррупция — это использование субъектом управления своих властных полномочий вопреки интересам службы из личной заинтересованности».

В специальной литературе выделяется несколько причинных оснований для установления уголовной ответственности за коммерческий подкуп. К ним относят:

— содержание конкретных управленческих отношений, которые нуждаются в охране уголовно-правовыми средствами;

— возможность появления новых общественных отношений в связи с реформированием отношений в сфере управления и регулирующих их законов;

— социально-правовой статус лица, выполняющего управленческие функции, характер и содержание его полномочий;

— особое психическое отношение субъекта к деянию и последствиям;

— ущерб и иные негативные последствия.

Следует указать еще на один аспект общественной опасности анализируемого преступления: коммерческий подкуп деформирует общественное сознание в части представления о справедливом, честном, порядочном и бескорыстном образе руководителя.

Статья 204 УК предусматривает в качестве разновидностей коммерческого подкупа два самостоятельных состава преступления: а) незаконную передачу вознаграждения лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, б) незаконное получение такого вознаграждения.

Предметом преступления, как вытекает из диспозиции ст. 204 УК, выступают деньги, ценные бумаги, иное имущество, а также услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.).

Из перечисленного требует особого внимания понятие услуг имущественного характера. По общему правилу — это услуги, которые при обычных обстоятельствах подлежат оплате, но применительно к анализируемому преступлению предоставляются бесплатно лицам, выполняющим управленческие функции в коммерческих организациях.

Как указывалось выше, под понятием «коммерческий подкуп», ст. 204 УК охватывает два самостоятельных состава преступления: а) незаконную передачу лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг или иного имущества; б) незаконное получение этим лицом денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера. При однородности объекта и предмета преступления они различаются по признакам объективной и субъективной сторон, а также по субъекту преступления. Это дает основание для самостоятельного рассмотрения объективных и субъективных признаков этих составов.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 204 УК, характеризуется либо незаконной передачей лицу, выполняющему управленческие функции, денег, ценных бумаг или иного имущества, либо незаконным оказанием этому лицу услуг имущественного характера. Оба действия совершаются для того, чтобы лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, используя свое служебное положение, совершило в интересах дающего какие-либо действия в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

Основным признаком объективной стороны этого состава преступления является незаконная передача вознаграждения лицу, выполняющему управленческие функции. При этом под незаконной передачей понимаются действия, прямо запрещенные законом, нормативно-правовыми актами либо учредительными документами. В законе указывается, что незаконное вознаграждение передается за действия (бездействие) в интересах дающего. Под интересами дающего следует понимать интересы как личные, так и других лиц (его родных, близких, друзей и лиц, в которых он заинтересован).

Незаконная передача вознаграждения совершается для того, чтобы лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, используя свое служебное положение, совершило в интересах вручившего вознаграждение те или иные действия в связи с занимаемым им положением. Это могут быть, например, разглашение коммерческой тайны, каких-либо секретов организаций, сообщение о заключенной или готовящейся сделке, умышленный срыв последней и др. Состав рассматриваемого преступления формальный и считается оконченным с момента принятия лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, хотя бы части незаконного вознаграждения либо части услуг имущественного характера, независимо от того, совершены или нет в пользу лица, дающего вознаграждение, какие-либо действия. В случае непринятия незаконного вознаграждения действия лица, дающего его, следует квалифицировать как покушение на коммерческий подкуп по ст. 30 и соответствующей части ст. 204 УК.

Не может быть квалифицировано как покушение на коммерческий подкуп высказанное намерение лица дать или получить деньги, ценные бумаги, иное имущество либо предоставить возможность незаконно пользоваться услугами материального характера в случаях, когда лицо для реализации высказанного намерения никаких конкретных действий не предпринимало. Для признания коммерческого подкупа оконченным преступлением не требуется, чтобы служащий, принявший вознаграждение, совершил какое-либо ответное действие с использованием своего служебного положения в пользу дающего, поскольку эти действия не входят в объективную сторону рассматриваемого состава преступления и находятся за его пределами. В том случае если подкупленный служащий совершил в пользу дающего какие-либо действия, содержащие состав самостоятельного преступления, то они требуют дополнительной квалификации.

Деяния лиц, выполняющих роль посредников при коммерческом подкупе, квалифицируются как пособничество (ч. 5 ст. 33 УК).

С субъективной стороны рассматриваемое преступление предполагает вину только в форме прямого умысла. Виновный сознает, что незаконно передает лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, деньги, ценные бумаги или иное имущество либо незаконно оказывает ему услугу имущественного характера за совершение в его интересах какого-либо действия, и желает этого.

Обязательным признаком субъективной стороны преступления является цель побудить лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, совершить в интересах предоставившего вознаграждение какое-либо действие в связи с занимаемым им служебным положением.

Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Квалифицированными видами деяния, согласно ч. 2 ст. 204 УК, являются передача предмета коммерческого подкупа: а) неоднократно; б) либо группой лиц по предварительному сговору; в) или организованной группой.

Под неоднократностью следует понимать незаконную передачу лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг или иного имущества и т.д. не менее двух раз, при этом, если лицо в установленном законом порядке не было освобождено от уголовной ответственности за предыдущее преступление либо если судимость за это преступление не была снята или погашена в установленном законом порядке. Такое же разъяснение дано и в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе». Неоднократность имеет место в случае незаконной передачи вознаграждения как одному и тому же лицу, выполняющему управленческие функции, за совершение разных действий, желаемых дающему, так и нескольким лицам, наделенным управленческими полномочиями, за совершение различных действий в его пользу.

Коммерческий подкуп признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали (передавали вознаграждение) два или более лица, заранее договорившиеся о совместном совершении этого преступления. Рассматриваемое преступление квалифицируется как совершенное организованной группой, если незаконная передача предмета подкупа осуществлена устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких тождественных преступлений. При совершении коммерческого подкупа организованной группой между соучастниками устанавливаются прочные связи, позволяющие им заранее согласовать основные моменты предполагаемого преступления, разработать детальный план подкупа, распределить роли, определить место, время, способ совершения преступления, а также сокрытие его следов.

Книга «Действительный адвокат», Издательский Дом «РИОР9quot;, 2008 г.

подкуп

Статья 204. Коммерческий подкуп

[Уголовный кодекс РФ] [Глава 23] [Статья 204]

1. Незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением —

наказываются штрафом в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, если они:

а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) совершены за заведомо незаконные действия (бездействие), —

наказываются штрафом в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до шести лет.

3. Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера или другими имущественными правами за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением —

наказываются штрафом в размере от пятнадцатикратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа.

4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, если они:

а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) сопряжены с вымогательством предмета подкупа;

в) совершены за незаконные действия (бездействие), —

наказываются штрафом в размере от пятидесятикратной до девяностократной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа.

Примечание. Лицо, совершившее деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство, либо это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

3 комментария к записи “Статья 204 УК РФ. Коммерческий подкуп”

Статья 204. Коммерческий подкуп

Комментарий к статье 204

1. Комментируемая статья установила ответственность за коммерческий подкуп. Фактически нормы данной статьи устанавливают ответственность за два различных состава преступления:

— незаконную передачу лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи);

— незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера или другими имущественными правами за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (ч. ч. 3 и 4 комментируемой статьи).

2. Предметом коммерческого подкупа являются деньги, ценные бумаги и иное имущество, а также незаконные услуги имущественного характера или другие имущественные права.

Под услугами имущественного характера понимаются действия, направленные на избавление лица от затрат. Это услуги, которые подлежат оплате, но оказываются безвозмездно, например, предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п. Другие имущественные права — это права, не связанные с приобретением права собственности, например:

1) право требования должника к третьему лицу, не исполнившему денежное обязательство перед ним как кредитором, в том числе право требования по оплате фактически поставленных должником товаров, выполненных работ или оказанных услуг, по найму, аренде и др.;

2) право на долгосрочную аренду недвижимого имущества;

3) исключительное право на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации;

4) право требования по договорам об отчуждении и использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации;

5) принадлежащее лицензиату право использования результата интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации и др.

Подкуп будет иметь место как в том случае, когда его предмет передается соответствующему субъекту, так и тогда, когда предмет подкупа передается не самому лицу, выполняющему управленческие функции, а его родным или близким, но с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу дающего предмет подкупа.

3. Состав преступления — формальный. Преступление окончено с момента передачи (получения) хотя бы части предмета подкупа.

В случаях, когда лицо, осуществляющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, отказалось принять предмет коммерческого подкупа, лицо, передающее этот предмет, несет ответственность за покушение на преступление, предусмотренное соответствующей частью комментируемой статьи. Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать или получить предмет подкупа, содеянное ими следует квалифицировать как покушение на получение незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе. Не может быть квалифицировано как покушение на коммерческий подкуп высказанное намерение лица дать (получить) деньги, ценные бумаги, иное имущество либо предоставить возможность незаконно пользоваться услугами материального характера в случаях, когда лицо для реализации высказанного намерения никаких конкретных действий не предпринимало (см. п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6).

Получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг и других материальных ценностей якобы за совершение действия (бездействие), которое он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, следует квалифицировать при наличии умысла на приобретение указанных ценностей как мошенничество по ст. 159 УК.

Владелец ценностей в таких случаях несет ответственность за покушение на коммерческий подкуп, если передача ценностей преследовала цель совершения желаемого для него действия (бездействия) указанными лицами.

Если лицо получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, в качестве предмета коммерческого подкупа и, не намереваясь этого делать, присваивает их, содеянное им следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на коммерческий подкуп.

4. Субъективная сторона незаконной передачи (получения) предмета подкупа характеризуется виной в виде прямого умысла.

5. Субъект передачи подкупа общий — вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет, а получения — специальный (см. п. 1 примеч. к ст. 201 УК).

6. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 этой статьи, совершенного группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а также за совершение заведомо незаконных действий (бездействие).

Рассматривая вопрос о квалифицирующем признаке — группа лиц по предварительному сговору — применительно к передаче предмета подкупа, следует обратить внимание на то обстоятельство, что группа лиц может иметь место только тогда, когда передачу осуществляют два или более исполнителя. Понятие организованной группы приведено в ч. 3 ст. 35 УК. Заведомо незаконные действия представляют собой действия, запрещенные законом или иным нормативным правовым актом. При этом указание законодателя на заведомость означает точное знание лицом этого обстоятельства.

Согласно примеч. к комментируемой статье лицо, совершившее деяния, предусмотренные ч. ч. 1 или 2 комментируемой статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления, либо в отношении его имело место вымогательство, либо это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления означает совершение действий, помогающих установить всех виновных в его совершении, полно и объективно выявить обстоятельства совершения преступления. Это, например, могут быть правдивые показания, указание на участников совершения преступления и другие действия.

Вымогательство означает требование лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества при коммерческом подкупе под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.

Добровольное сообщение о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело, будет иметь место в тех случаях, если лицо независимо от мотивов, но до момента, когда о преступлении стало известно органам власти, письменно или устно сообщило о подкупе указанному в законе органу. При этом следует обратить внимание на то, что должным органом в данном случае будет лишь орган, имеющий право возбуждать уголовные дела, а не любой орган власти.

Освобождение от уголовной ответственности на основании примеч. к комментируемой статье является обязательным. Освобождение лица, совершившего коммерческий подкуп, от уголовной ответственности по этим основаниям не означает отсутствия в его действиях состава преступления. Поэтому оно не может признаваться потерпевшим и не вправе претендовать на возвращение ему ценностей, переданных в виде предмета коммерческого подкупа.

Не могут быть обращены в доход государства деньги и другие ценности в случаях, когда в отношении лица были заявлены требования о незаконной передаче денег, ценных бумаг, иного имущества в виде коммерческого подкупа, если до передачи этих ценностей лицо добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, и передача денег, ценных бумаг, иного имущества проходила под их контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, явившиеся предметом коммерческого подкупа, подлежат возвращению их владельцу.

При решении вопроса о возможности возвращения денег и других ценностей лицу, в отношении которого имел место факт вымогательства, следует иметь в виду, что если для предотвращения вредных последствий лицо было вынуждено передать вымогателю деньги, другие ценности, то они подлежат возврату их владельцу.

При добровольном сообщении о коммерческом подкупе не имеет значения, называлось ли конкретное лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, которому предполагалось передать незаконное вознаграждение.

При получении предмета подкупа совершение самих требуемых действий (бездействия) в интересах дающего рассматриваемым составом преступления не охватывается, поэтому в случае наличия в таких действиях самостоятельного состава преступления требуется дополнительная квалификация данных действий.

7. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает три квалифицирующих признака получения предмета подкупа:

— совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

— совершение преступления, сопряженного с вымогательством;

— получение предмета подкупа за незаконные действия (бездействие).

Как отмечалось выше, группу лиц по предварительному сговору могут образовать только исполнители.

Из содержания п. 13 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6 следует, что в организованную группу могут входить лица, не выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений. При наличии к тому оснований они несут ответственность согласно ч. 4 ст. 34 УК как организаторы, подстрекатели либо пособники преступлений, предусмотренных комментируемой статьей. В таких случаях преступление признается оконченным с момента принятия незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе хотя бы одним из лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, предложившее подчиненному ему по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации дать взятку должностному лицу, несет ответственность по соответствующей части ст. 291 УК как исполнитель преступления, а работник, выполнивший его поручение, — как соучастник дачи взятки.

Лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, предложившее подчиненному ему по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации передать лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, деньги, ценные бумаги, иное имущество, несет ответственность по ч. ч. 1 или 2 комментируемой статьи как исполнитель преступления, а работник, выполнивший его поручение, как соучастник коммерческого подкупа.

О понятии незаконных действий говорилось выше. Здесь же необходимо обратить внимание на то, что в ч. 4 комментируемой статьи законодатель не использует понятия заведомости. Однако, на наш взгляд, очевидно, что для наличия квалифицированного состава преступления лицо должно осознавать фактор незаконности.

Квалификация действий посредника в коммерческом подкупе определяется тем, чьи интересы он представлял при совершении преступления. Поэтому если он представлял интересы лица, передающего предмет подкупа, его действия квалифицируются как соучастие в незаконной передаче подкупа или в противном случае как соучастие в получении предмета подкупа, но в обоих случаях со ссылкой на соответствующую часть ст. 33 УК.

Статья 204. Коммерческий подкуп

Комментарий к статье 204

1. Установление уголовной ответственности за коммерческий подкуп для отечественного законодательства является определенной новизной, хотя это деяние внешне схоже с преступлениями, предусмотренными ст. ст. 290 и 291 УК, устанавливающими ответственность за получение и дачу взятки.

Коммерческий подкуп представляет собой социально опасное деяние, которое посягает на нормальное функционирование рыночных отношений, подрывает нормальную управленческую деятельность коммерческих служб, препятствует соблюдению законов и правовых обязанностей лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих организациях.

2. Законодатель оценивает коммерческий подкуп как способ общественно опасного неправомерного вмешательства в управленческие процессы, в том числе по управлению собственностью, деятельностью организации, ее подразделений и сотрудников. Специфика общественной опасности коммерческого подкупа выражается в противоправном способе воздействия на управленческие процессы при принятии решений и осуществлении субъектом своих служебных полномочий.

3. В качестве разновидностей коммерческого подкупа данная норма содержит два самостоятельных состава преступления: а) незаконную передачу вознаграждения лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации (ч. ч. 1 и 2); б) незаконное получение такого вознаграждения (ч. ч. 3 и 4).

4. Объектом коммерческого подкупа является нормальная, регламентируемая законодательством деятельность аппарата управления коммерческих и иных организаций.

5. Предметом преступления являются деньги, ценные бумаги, иное имущество, услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.), иные имущественные права.

Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»).

6. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 204 УК, характеризуется совершением лицом альтернативно следующих действий: а) незаконной передачей лицу, выполняющему управленческие функции, денег, ценных бумаг или иного имущества; б) оказанием этому лицу услуг имущественного характера; в) предоставлением иных имущественных прав. Эти действия направлены на то, чтобы лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, используя свое служебное положение, совершило в интересах дающего какие-либо действия в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. Такие действия могут быть совершены как до получения незаконного вознаграждения, так и после его получения.

7. Состав рассматриваемого преступления формальный и считается оконченным с момента принятия лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, хотя бы части незаконного вознаграждения либо части услуг имущественного характера. При этом не важно, были ли совершены или нет в пользу лица, дающего вознаграждение, какие-либо действия. В случае непринятия незаконного вознаграждения действия лица, совершающего подкуп, следует квалифицировать как покушение на коммерческий подкуп по ст. 30 и соответствующей части ст. 204 УК. Не является покушением на коммерческий подкуп высказывание лица о намерении вручить материальные ценности, если оно не совершило в этом отношении конкретных действий.

Участие лиц, выполняющих роль посредников при коммерческом подкупе, необходимо квалифицировать как пособничество (ч. 5 ст. 33 УК).

8. Субъективная сторона предполагает умышленную форму вины в виде прямого умысла. Виновный осознает, что незаконно передает лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, деньги, ценные бумаги или иное имущество либо незаконно оказывает ему услугу имущественного характера за совершение в его интересах какого-либо действия, и желает этого.

Обязательным признаком субъективной стороны преступления является цель, состоящая в том, чтобы побудить лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, совершить в интересах предоставившего вознаграждение какое-либо действие в связи с занимаемым им служебным положением.

9. Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

10. Квалифицированными видами данного преступления согласно ч. 2 ст. 204 УК является передача предмета подкупа, совершенная группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо за заведомо незаконные действия. При этом совершением преступления группой лиц по предварительному сговору следует рассматривать совершение указанных действий двумя или более лицами, заранее договорившимися о совместном совершении этого преступления.

Организованной группой признается группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких тождественных преступлений. Между всеми соучастниками должны существовать прочные связи, позволяющие согласовать основные моменты предполагаемого преступления, распределить роли, определить место, время, способ совершения преступления.

11. Часть 3 ст. 204 УК устанавливает ответственность за незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

Совершенные лицом, выполняющим управленческие функции, за вознаграждение действия (бездействие) должны быть связаны с занимаемым им служебным положением и его использованием. Использование служебного положения может выражаться двумя способами: совершением действия либо воздержанием от совершения действия, которое должно входить в круг полномочий виновного.

12. Субъект преступления — специальный. Им является лицо, постоянно или временно выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации и обладающее признаками, предусмотренными в примечании 1 к ст. 201 УК.

13. Часть 4 ст. 204 УК предусматривает квалифицированные виды данного состава преступления, к числу которых относятся действия, а) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) сопряженные с вымогательством; в) совершены за незаконные действия.

Незаконное получение вознаграждения, совершенное группой лиц по предварительному сговору, предполагает непосредственное участие в нем двух или более лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, заранее, до начала исполнения преступления, договорившихся о совместном его совершении с использованием своего служебного положения. Преступление признается совершенным организованной группой, если получение незаконного вознаграждения совершено устойчивой группой из двух или более лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких анализируемых преступлений. В организованную группу могут входить лица, не выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, которые заранее объединились для совершения одного или нескольких преступлений. При наличии к тому оснований они несут ответственность согласно ч. 4 ст. 34 УК как организаторы, подстрекатели либо пособники преступления, предусмотренного ст. 204 УК. В таких случаях преступление признается оконченным с момента принятия незаконного вознаграждения хотя бы одним из лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и ком-мерческом подкупе»).

14. Квалифицирующим признаком данного состава преступления является вымогательство, которое следует рассматривать в качестве способа получения незаконного вознаграждения. Это могут быть требование незаконного вознаграждения, умышленное поставление этого лица в условия, нарушающие его права и интересы, где оно вынуждено уплатить вымогаемое вознаграждение. При этом вымогательство возможно как в открытой (прямое требование), так и в завуалированной формах. Определение критериев вымогательства предмета подкупа и их точное установление имеет правовое значение как обстоятельство, отягчающее наказание, и как основание для освобождения от уголовной ответственности лица, передавшего предмет подкупа (см. примечание к ст. 204 УК).

15. Сообщение о подкупе (письменное или устное) может быть сделано добровольно, независимо от его мотивов. Добровольность означает собственное желание лица и при осознании им того обстоятельства, что о данном им вознаграждении органам власти не было известно. В тех случаях, когда лицо сообщает об уже известном правоохранительным органам факте коммерческого подкупа в целях уклонения от уголовной ответственности, сообщение не может признаваться добровольным (см.: п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г.). Освобождение от уголовной ответственности по обоим основаниям, предусмотренным в примечании к ст. 204 УК, не означает отсутствия состава преступления в действиях лица, совершившего коммерческий подкуп, и не дает ему права выступать в роли потерпевшего по уголовному делу и претендовать на возвращение ему ценностей, переданных в виде взятки или предмета подкупа.

16. Коммерческий подкуп имеет некоторые общие признаки со смежными преступлениями: получением взятки (ст. 290 УК); дачей взятки (ст. 291 УК); подкупом участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184 УК), провокацией взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304 УК).

17. Основное отличие между коммерческим подкупом и взяточничеством (ст. ст. 290 и 291 УК) проходит по объекту. Объектом должностных преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие нормальную и правильную работу государственного аппарата, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений. Объектом же коммерческого подкупа следует считать нормальную, т.е. соответствующую целям, задачам и принципам, реализацию прав и обязанностей лица, осуществляющего управленческие функции в коммерческой и иной организации. Расположение анализируемых составов преступлений в различных главах Уголовного кодекса также говорит о наличии в этих составах различных объектов.

18. Отличаются анализируемые составы преступлений и по субъекту. Так, субъектами должностных преступлений признаются должностные лица, под которыми, согласно примечанию к ст. 285 УК, понимаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ. Субъектами незаконного получения коммерческого подкупа, согласно п. 1 примечания к ст. 201 УК, могут быть признаны лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации.

19. Имеются отличия и по объективной стороне преступлений. Так, в ст. 204 УК речь идет о подкупе, т.е. когда предмет подкупа передается до совершения соответствующих действий в интересах дающего. Взятка же может быть передана как до, так и после совершения действий по службе без предварительной договоренности об этом (взятка-подкуп, взятка-вознаграждение).

20. По этим же признакам различаются между собой коммерческий подкуп (ст. 204 УК) и подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184 УК). Так, непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 184 УК, являются охраняемая законом нормальная деятельность организаций, связанная с проведением профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов, а также интересы участников и зрителей этих соревнований и конкурсов. Объект уголовно-правовой охраны коммерческого подкупа указан выше. Имеются различия и в особенностях субъектов этих преступлений. Субъект коммерческого подкупа проанализирован в настоящем параграфе. Субъектом преступлений, предусмотренных ч. ч. 3 и 4 ст. 184 УК, являются лица, принимающие материальные ценности или услуги имущественного характера с целью повлиять на результаты профессионального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса. Это — спортсмены-профессионалы, спортивные судьи, тренеры, руководители команд и другие участники или организаторы профессиональных спортивных соревнований, организаторы или члены жюри зрелищных коммерческих конкурсов.

21. Отличительные признаки коммерческого подкупа (ст. 204 УК) и провокации взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304 УК) заключаются в объекте посягательства, в моменте окончания преступной деятельности и наличии специальной цели у субъекта.

22. Необходимо отметить новеллы законодателя, относящиеся к размерам штрафов, устанавливаемым за преступления данного вида, а также за взяточничество. Согласно ч. 2 ст. 46 УК РФ штраф, исчисляемый исходя из величины, кратной сумме коммерческого подкупа при взятке, устанавливается в размере до стократной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не может быть менее двадцати пяти тысяч рублей и более пятисот миллионов рублей.

Статья 204. Коммерческий подкуп

Комментарий к статье 204

1. Предметом преступления могут быть деньги (любая валюта), ценные бумаги (чеки, облигации, векселя), иное имущество (промышленные и продовольственные товары, недвижимость), услуги имущественного характера, имеющие стоимостной эквивалент и обычно подлежащие оплате (оплаченная туристическая путевка, гостиничные услуги, ремонт квартиры и др.), а также иные имущественные права (бесплатная аренда помещения, автомобиля и т.д.).

2. Признак незаконности передачи или получения вознаграждения имеет место, если такого рода действия:

— прямо запрещены действующими нормативными правовыми актами либо учредительными документами;

— не предполагаются как вознаграждение за законную деятельность в заключенном соглашении;

— не определяются содержанием оказываемой услуги, иного вида правомерной деятельности лица;

— осуществляются тайно либо под прикрытием совершения законных действий.

3. Действие (бездействие) лица, выполняющего управленческие функции, за которое ему передается вознаграждение, может быть как законным, так и противозаконным, но должно быть обязательно связано с занимаемым положением, кругом осуществляемых субъектом прав и выполняемых обязанностей либо фактическими возможностями, основанными на служебном авторитете, осведомленности, доступе к информации.

4. Действие (бездействие) совершается в интересах дающего, если оно удовлетворяет потребности, приносит выгоду и преимущества как самому этому лицу, так и названным им лицам, а также в случае, если оно противоречит интересам коммерческой или иной организации, в которой подкупаемое лицо выполняет управленческие функции.

5. Передача незаконного вознаграждения, оказание услуги имущественного характера или предоставление имущественных прав могут быть осуществлены тем, кто заинтересован в соответствующем поведении лица, выполняющего управленческие функции, лично или через посредника.

6. Коммерческий подкуп в двух его разновидностях (незаконная передача вознаграждения и незаконное его получение) признается оконченным преступлением в одно и то же время — с момента принятия предмета подкупа в виде того или иного имущества или начала незаконного пользования услугами имущественного характера лицом, выполняющим управленческие функции, или с его ведома членами семьи или иными близкими лицами.

7. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

8. Субъект преступления:

— при получении предмета подкупа специальный — лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой и иной организации;

— при осуществлении подкупа общий.

9. Незаконное получение материальных ценностей или услуг считается совершенным по предварительному сговору группой лиц, если соглашение об этом было достигнуто как минимум между двумя субъектами этого преступления до того, как один из них уже получил хотя бы часть незаконного вознаграждения.

10. Передачу и получение незаконного вознаграждения можно признать совершенными организованной группой и в случае, если соответствующие действия, составляющие объективную сторону преступления, выполняет один участник организованной группы, исполняющий ее задания.

11. Под незаконным получением вознаграждения, сопряженным с вымогательством (п. «б» ч. 4 ст. 204), понимают требование со стороны лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, передать ему материальные ценности или оказать безвозмездно услугу имущественного характера под угрозой нарушения законных интересов дающего (близких ему лиц, организации, интересы которой он представляет) или умышленного помещения последнего в такие условия, при которых он вынужден передать вознаграждение для обеспечения своих правоохраняемых интересов.

2. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ КОММЕРЧЕСКОГО ПОДКУПА

Общественная опасность коммерческого подкупа заключается в том, что данное деяние посягает на основополагающие начала функционирования рыночной экономики и сопряжено с нарушением прав и законных интересов участников экономических отношений, причинением им ущерба, подрывом доверия общества в способности государства обеспечить провозглашенный конституционный принцип равенства граждан перед законом, в том числе и в области взаимодействия негосударственных субъектов хозяйствования.

В ст. 204 УК объединены два самостоятельных состава преступления: дача коммерческого подкупа (ч. 1-2) и получение коммерческого подкупа (ч. 3, 4). Непосредственный объект обоих составов преступлений можно определить как интересы нормальной (т.е. независимой от посторонних незаконных финансовых источников) службы в коммерческих и иных организациях.

Предмет коммерческого подкупа определен в законе как деньги, ценные бумаги, иное имущество и услуги имущественного характера и в целом совпадает с понятием взятки в ст. 290 УК. Отличие заключается в том, что в ст. 204 УК указывается на услуги имущественного характера, а в ст. 290 УК — на выгоды имущественного характера. Однако в теории уголовного права утвердилось мнение, что это различие носит исключительно редакционный характер 1 и что услуги в ст. 204 УК следует понимать как выгоды в ст. 290 УК. Идентичность понятий выгода и услуга для целей уголовного права находит подтверждение и в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» 2 .

Объективная сторона дачи предмета коммерческого подкупа (ч. 1,2 ст. 204 УК) заключается в незаконной передаче предмета подкупа лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. Действие (бездействие), за совершение которого дается предмет подкупа, должно: 1) совершаться в интересах дающего и 2) быть связано с занимаемым лицом служебным положением. Действие (бездействие) в интересах дающего следует трактовать широко, включая в это понятие не только конкретно обусловленные как законное, так и незаконное действие (бездействие), но и общее покровительство или попустительство по службе. Действие (бездействие) также должно быть связано с кругом прав и обязанностей, которыми наделен подкупаемый субъект. Момент передачи предмета подкупа: до или после совершения действия (бездействия) — не имеет значения, однако при передаче предмета подкупа после совершения действия (бездействия) требуется доказать предварительно состоявшуюся договоренность о передаче (получении) предмета подкупа. Предмет подкупа может передаваться как лично, так и через посредника 1 , а составляющие его имущественные блага могут предоставляться как подкупаемому лично, так и его родным и близким с его согласия либо при отсутствии возражений с его стороны 2 .

Объективная сторона получения предмета коммерческого подкупа (ч. 3, 4 ст. 204 УК) заключается в незаконном получении предмета подкупа лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

И передача, и получение имущественных благ для образования коммерческого подкупа должны быть незаконными, т.е. являться не предусмотренными законодательством или трудовым договором либо не относиться к разновидности представительских расходов (подарков).

Дача и получение предмета коммерческого подкупа являются формальными составами преступлений и считаются оконченными с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей 1 .

С субъективной стороны и дача, и получение коммерческого подкупа характеризуются только прямым умыслом. Мотив получателя предмета подкупа корыстный; мотивы дающего предмет подкупа могут быть различными. Мотивы преступлений в законе прямо не оговорены, но вытекают из его содержания.

Субъект передачи предмета коммерческого подкупа — общий: вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. Субъект получения предмета коммерческого подкупа — специальный’, вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет и являющееся лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации (о данном субъекте см. анализ ст. 201 УК).

В ч. 2 ст. 204 УК содержится квалифицированный состав передачи предмета коммерческого подкупа, предусматривающий ответственность за совершение деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

В ч. 4 ст. 204 УК содержится квалифицированный состав получения предмета коммерческого подкупа, предусматривающий ответственность за совершение деяния: 1) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо 2) сопряженного с вымогательством предмета коммерческого подкупа. Понятие вымогательства предмета подкупа раскрывается в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 №6.

Примечание к ст. 204 УК предусматривает специальное основание освобождения от уголовной ответственности лица, передавшего предмет коммерческого подкупа, если в отношении него имело место вымогательство либо если оно добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Относительно применимости к ст. 204 УК примечания 2 к ст. 201 УК в судебной практике выработаны две противоположные позиции.

Согласно одной из них, поскольку коммерческий подкуп относится к преступлениям с формальным составом, не предусматривающим наступление определенных последствий, уголовное преследование за данное преступление в силу примечания 3 к ст. 201 УК должно осуществляться на общих основаниях (т.е. примечание 2 к ст. 201 УК неприменимо к ст. 204 УК ни при каких обстоятельствах за формальным отсутствием в последней такого понятия, как вред от преступления).

Противоположная позиция нашла отражение в п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6, где указано, что при рассмотрении дел о коммерческом подкупе судам следует иметь в виду, что обвинительный приговор может быть вынесен при наличии к тому оснований, если деянием причинен вред интересам других организаций, интересам граждан, общества или государства либо если вред причинен исключительно коммерческой или иной организации, где работает обвиняемый, когда уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия.

Из приведенных подходов предпочтительнее первый, хотя и по иным соображениям, нежели чем приведены Верховным Судом РФ (обоснование, данное им, представляется уводящим вопрос в несколько иную плоскость, плоскость конструкции состава преступления, тогда как акцент следует делать на причиняемом преступлением вреде, взятом абстрактно, т.е. вне конструкции материального-формального состава). Как видится, любой факт коммерческого подкупа посягает на интересы граждан и (или) общества, поскольку (в отличие от ст. 201 УК) разрушает надлежащие связи либо между разными субъектами экономической деятельности, либо внутри коллектива одной организации.

3. ВОПРОСЫ ОТГРАНИЧЕНИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ВЗЯТКИ И КОММЕРЧЕСКОГО ПОДКУПА

Для решения задач выявления и раскрытия взяточничества и коммерческого подкупа, не менее важное значение имеет сравнительный анализ получения-дачи взятки (статьи 290, 291 УК) и коммерческого подкупа (статья 204 УК). Общая социально-правовая природа и схожесть конструкций объективной стороны этих составов порождают проблему правильного выбора средств и методов борьбы с ними. Вместе с тем, установление отличительных признаков взяточничества и коммерческого подкупа — важная предпосылка разграничения этих, в определенном смысле «аналогичных» составов для выбора специфических приемов их выявления и документирования.

Основное отличие — объект уголовно-правовой охраны, который явился элементом, обусловившим расположение норм, предусматривающих уголовную ответственность за взяточничество и коммерческий подкуп, в разных разделах Особенной части УК РФ. По предмету преступления законодатель указывает лишь на одно отличие: предметом дачи-получения взятки являются выгоды имущественного характера, а предметом коммерческого подкупа — услуги имущественного характера.

Помимо объекта уголовно-правовой охраны, важнейшее отличие составов преступлений, предусмотренных ст. 290 УК РФ и ч. 3, 4 ст. 204 УК РФ связано с трактовкой субъекта получения незаконного вознаграждения. Субъектами получения взятки являются только должностные лица, под которыми понимаются лица, постоянно или временно осуществляющие функции органов государственной власти, а также занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или выполняющие такие обязанности в указанных учреждениях, организациях или на предприятиях по специальному полномочию. Субъектами незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе признается лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением.

Различие составов взяточничества и коммерческого подкупа по признакам объективной стороны не слишком очевидно, но весьма существенно. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» отмечает, что время передачи взятки или предмета коммерческого подкупа до или после совершения действия (бездействия) в интересах дающего на квалификацию содеянного не влияет. Вместе с тем, в диспозиции ст. 204 УК РФ речь идет о получении подкупа за фактическое совершение конкретных действий в пользу только дающего лица. Взятка же, помимо этого, может быть дана за общее покровительство не только в интересах взяткодателя, но и в пользу представляемых им лиц.

Для правильного применения уголовно-правовых норм о взяточничестве необходимо учитывать разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, данные в постановлении от 10 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе». Взятка — наиболее характерное, опасное и распространенное преступление, поскольку является не только должностным преступлением, но и типичным проявлением коррупции. Высокая степень общественной опасности получения взятки заключается еще и в том, что это преступление подрывает основы государственной власти и управления, дискредитирует авторитет этой власти в глазах населения, значительно ущемляет законные интересы и права граждан.

Коммерческий же подкуп законодатель оценивает как способ общественно опасного неправомерного вмешательства в управленческие процессы, в том числе по управлению собственностью, деятельностью организации, ее подразделений и сотрудников.

Статья 204 УК РФ охватывает два вида преступлений, связанных с коммерческим подкупом: дачу ценностей в качестве незаконного вознаграждения лицу, выполняющему управленческую функцию в коммерческой и иной организации; получение этих ценностей таким лицом за совершение действия (бездействия) в интересах дающего.

Основное отличие между коммерческим подкупом и взяточничеством (ст. 290 и 291 УК РФ) проходит по объекту. Объектом должностных преступлений являются общественные отношения, обеспечивающие нормальную и правильную работу государственного аппарата, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений. Объектом же коммерческого подкупа следует считать нормальную, т.е. соответствующую целям, задачам и принципам, реализацию прав и обязанностей лица, осуществляющего управленческие функции в коммерческой и иной организации. Расположение анализируемых составов преступлений в различных главах Уголовного кодекса также говорит о наличии в этих составах различных объектов.

Отличаются анализируемые составы преступлений и по субъекту. Так, субъектами должностных преступлений признаются должностные лица, под которыми согласно Примечанию к ст. 285 УК РФ понимаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ. Субъектами же незаконного получения коммерческого подкупа согласно п. 1 Примечания к ст. 201 УК РФ могут быть признаны лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Имеются отличия и по объективной стороне преступлений. Так, в ст. 204 УК РФ речь идет о подкупе, т.е. когда предмет подкупа передается до совершения соответствующих действий в интересах дающего. Взятка же может быть передана как до, так и после совершения действий по службе без предварительной договоренности об этом (взятка-подкуп, взятка-подношение).

Исключительно высокая степень общественной опасности получения взятки определяется тем, что оно резко деформирует нормативно установленный порядок осуществления некоторой частью нечестных должностных лиц своих служебных полномочий и тем самым грубо нарушает интересы государственной службы.

В свою очередь коммерческий подкуп представляет собой социально опасное деяние, которое посягает на нормальное функционирование рыночных отношений, подрывает нормальную управленческую деятельность коммерческих служб, препятствует соблюдению законов и правовых обязанностей лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих организациях. Специфика общественной опасности коммерческого подкупа выражается в противоправном способе воздействия на управленческие процессы при принятии решений и осуществлении субъектом своих служебных полномочий.

Leave a Reply

Your email address will not be published.Required fields are marked *