Беллетристика и филология

Подоходный налог это

Как рассчитать подоходный налог Беларусь

Подоходный налог это

Подоходный налог – это, как правило, налог на доходы граждан государства. Основной вид налога, который платится в бюджет страны. Обычно рассчитывается, как процент от дохода, получаемого физическим, или юридическим лицом. На государственных предприятиях размер подоходного налога для работников считает бухгалтер, а индивидуальные предприниматели и компании – в зависимости от штата и выбранной системы управления.

Рассмотрим ставки по подоходному налогу, которые применяются в настоящее время:

  • 13% — на доходы, которые выплачиваются в качестве дивидендов,
  • 16% — на доходы, получаемые от предпринимательской, нотариальной и адвокатской деятельности,
  • 9% — на доходы, связанные с высокими технологиями,
  • отдельно устанавливается областными и Минским городским советом фиксированная сумма на подоходный налог от сдачи недвижимости в аренду, если сумма такого дохода не более 43 660 000 рублей в год,
  • 13% — на все остальные виды доходов.

Во избежание ошибок в исчислении подоходного налога, а соответственно и штрафов, рекомендуем обращаться за квалифицированной помощью бухгалтера.

По сути, основную сложность при исчислении подоходного налога, несет в себе правильное применение существующих налоговых вычетов.

Вычеты для всех налогоплательщиков включают:

730 000 рублей, при доходе, меньше 4 420 000 рублей в месяц,

210 000 рублей на каждого иждивенца, или ребенка до 18 лет,

410 000 рублей на каждого иждивенца, или ребенка до 18 лет, предоставляемый вдове, вдовцу, опекуну, или попечителю,

410 000 рублей для родителей, имеющих двоих и больше детей, или ребенка инвалида.

На вычет в размере 1 030 000 рублей имеют право лица, определенные статьей 164, п.1, пп.1.3 Налогового Кодекса.

Также подлежит вычету стоимость путевок для детей до 18 лет, также подарки, призы, материальная помощь, предоставленные по основному месту работы, помощь сиротам и инвалидам.

Правильно рассчитать подоходный налог, с учетом всех вычетов, поможет опытный специалист.

Как рассчитать подоходный налог с зарплаты?

Давайте рассчитаем подоходный налог на работника, облагаемый налогом доход которого, равен 4 000 000 рублей в месяц, имеющего двоих несовершеннолетних детей. Доход работника меньше, чем 4 420 000 рублей, значит, он имеет право на вычет в размере 730 000р. Также на каждого ребенка вычет составляет по 410 000р. Получаем: 4 000 000-730 000-410 000-410 000=2 450 000. Теперь, из этой суммы исчисляем сумму подоходного налога: 2 450 000*0,13=318 500.

В любом случае, при возникновении вопросов в расчете подоходного налога, бухгалтер – лучший советчик.

Блог Александры Листерман о Финансовой Свободе и Защите Капиталов.

Кто является плательщиком корпоративного подоходного налога?

  • Юридические лица-резиденты Республики Казахстан, применяющие общеустановленный порядок
  • Юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение или получающие доходы из источников в Республике Казахстан.

Что является объектом корпоративного подоходного налога?

  • Налогооблагаемый доход,
  • Доход, облагаемый у источника выплаты,
  • Чистый доход юридического лица-нерезидента , осуществляющего деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение.

Как формируется налогооблагаемый доход?

Налогооблагаемый доход определяется как разница между скорректированным совокупным годовым доходом и предусмотренными Налоговым кодексом вычетами, с учетом корректировок налогооблагаемого дохода.

Совокупный годовой доход юридического лица-резидента состоит из всех видов доходов, подлежащих получению (полученных) им в Республике Казахстан и за ее пределами в течение налогового периода. Основные пункты дохода — это доход от реализации товаров (работ, услуг), доход от сдачи в аренду имущества, доход от прироста стоимости активов, доход от списания обязательств, безвозмездно полученное имущество, дивиденды, вознаграждения и другие виды доходов. Совокупный годовой доход налогоплательщика подлежит корректировке. Так, например, из него исключаются дивиденды, полученные от юридического лица-резидента Республики Казахстан, ранее обложенные у источника выплаты в Республике Казахстан и некоторые другие виды доходов.

Расходы налогоплательщика , связанные с получением совокупного годового дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, например себестоимость купленных или произведенных товаров, работ, услуг, транспортные расходы, услуги коммунальных служб, амортизация и ремонт фиксированных активов и т.д. При этом некоторые виды расходов относятся на вычеты в пределах установленных законодательством норм, например вычеты сумм компенсаций при служебных командировках (суточные не более 6 МРП в сутки в пределах РК) и по представительским расходам, расходы по вознаграждению, расходы по налогам, расходы по фиксированным активам (ремонт и амортизация), расходы на обучение сотрудников и т.д.

Вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с получением совокупного годового дохода. Данные расходы подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором они фактически произведены, за исключением расходов будущих периодов. Расходы будущих периодов подлежат вычету в том налоговом периоде, к которому они относятся.

Налогооблагаемый доход подлежит его дальнейшей корректировке . В частности, расходы, фактически понесенные налогоплательщиком на содержание объектов социальной сферы, подлежат исключению из налогооблагаемого дохода в пределах 3-х процентов от налогооблагаемого дохода.

  • 10 % — применяется к налогооблагаемому доходу налогоплательщиком, для которого земля является основным средством производства
  • 30% — применяется к налогооблагаемому доходу налогоплательщиком, принявшего общеустановленный порядок
  • 15% — применяется к сумме выплачиваемого дохода (за исключением доходов нерезидентов из источников в Республике Казахстан). Некоторые виды доходов облагаются у источника выплаты. К ним относятся, в частности, дивиденды, доходы нерезидентов из источников в Республике Казахстан, вознаграждение, выплачиваемое юридическим лицам, и другие. Налог удерживается у источника выплаты при выплате доходов независимо от формы и места выплаты дохода, и перечисляется, по общему правилу, не позднее пяти рабочих дней после окончания месяца, в котором была осуществлена выплата.

Корпоративный подоходный налог исчисляется за налоговый период путем применения ставки, к налогооблагаемому доходу с учетом произведенных корректировок, уменьшенному на сумму переносимых убытков сроком до 3-х лет включительно для погашения за счет налогооблагаемого дохода последующих налоговых периодов.

Какой установлен налоговый период?

Период, за который исчисляется КПН — календарный год (с 01 января по 31 декабря)

Какие сроки сдачи декларации?

Декларация по КПН состоит из декларации и приложений к ней по раскрытию информации об объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением по КПН, представляется налоговым органам не позднее 31 марта года , следующего за отчетным налоговым периодом. Окончательный расчет (оплата – разница между начисленными авансовыми платежами за отчетный налоговый период и фактически исчисленным корпоративным налогом) по итогам налогового периода налогоплательщик осуществляет не позднее десяти рабочих дней после 31 марта .

Налогоплательщики уплачивают корпоративный подоходный налог путем внесения авансовых платежей равными долями в течение налогового периода не позднее 20 числа текущего месяца.

Авансовые платежи исчисляются исходя из предполагаемой суммы корпоративного подоходного налога за текущий налоговый период, но не менее начисленных сумм среднемесячных авансовых платежей в расчетах сумм авансовых платежей за предыдущий налоговый период :

• по расчету за период до сдачи декларации по КПН с января по март, подается в срок до 20 января

• по расчету после сдачи декларации по КПН с апреля по декабрь, подается в течение 20 рабочих дней после сдачи декларации, но не позднее 20 апреля .

Налогоплательщики, по итогам налогового периода получившие убытки или не имеющие налогооблагаемого дохода, в течение 20-ти рабочих дней со дня сдачи декларации по корпоративному подоходному налогу, а также вновь созданные налогоплательщики в течение 20-ти рабочих дней со дня создания обязаны представить в налоговый орган расчет предполагаемой суммы авансовых платежей, подлежащей уплате в течение налогового периода

Налогоплательщик вправе в течение налогового периода представить дополнительный расчет сумм авансовых платежей за предстоящие месяцы налогового периода, за исключением сумм авансовых платежей, подлежащих уплате до сдачи декларации за предыдущий налоговый период

Налог, удерживаемый у источника выплаты

К доходам, облагаемым у источника выплаты относятся:

• вознаграждение по депозитам, за исключением вознаграждений, выплачиваемых физическим лицам по их вкладам

• доходы нерезидентов из источников в Республике Казахстан

• вознаграждение по долговым ценным бумагам

Сумма удержанного налога при выплате выигрыша, вознаграждения при наличии документов, подтверждающих удержание этого налога источником выплаты, относится в зачет корпоративного подоходного налога, начисленного за налоговый период налогоплательщиком, за исключением страховых (перестраховочных) организаций, организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, и некоммерческих организаций по вознаграждениям по вкладам (депозитам).

Налоговый агент обязан удержать налог, удерживаемый у источника выплаты, при выплате доходов, независимо от формы и места выплаты дохода, и перечислить не позднее 5-ти рабочих дней после окончания месяца, в котором была осуществлена выплата. Перечисление сумм налогов, удержанных у источника выплаты, осуществляется по месту нахождения налогового агента.

Расчет по суммам налогов, удержанных у источника выплаты, представляются не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Источник: Налоговый Кодекс РК по состоянию на 01.01.2007г. Раздел 4.

Кто является плательщиком ИПН?

  • физические лица — резиденты, имеющие объекты налогообложения
  • физические лица — нерезиденты, имеющие объекты налогообложения
  • доходы, облагаемые у источника выплаты — доход работника, доход от разовых выплат, доход в виде дивидендов, вознаграждений, выигрышей, пенсионные выплаты из накопительных пенсионных фондов, стипендии, доход по договорам накопительного страхования.
  • доходы, не облагаемые у источника выплаты — имущественный доход, налогооблагаемый доход индивидуального предпринимателя, доход адвокатов и частных нотариусов, доходы, полученные из источников за пределами Республики Казахстан
  • доходы физических лиц, не подлежащих налогообложению — адресная социальная помощь, вознаграждения по вкладам в банках, алименты, доходы от операций с государственными ценными бумагами, все виды выплат военнослужащим при исполнении обязанностей воинской службы, выигрыши по лотерее в пределах 50-ти % от минимальной заработной платы, выплаты для оплаты медицинских услуг, компенсации при служебных командировках в пределах установленных норм, и некоторые другие доходы.

Какие существуют ставки для исчисления ИПН?

  • доходы, облагаемые ИПН у источника выплаты — по ставке 10 %
  • доходы в виде вознаграждений (за исключением вознаграждений по договорам накопительного страхования), выигрышей — по ставке 10 %
  • доходы в виде дивидендов — по ставке 5 %

Какие налоговые вычеты предусмотрены при исчислении ИПН?

  • сумма в размере минимальной заработной платы, установленной законодательным актом Республики Казахстан на соответствующий месяц начисления дохода
  • обязательные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды в размере, установленном законодательством Республики Казахстан
  • добровольные пенсионные взносы, вносимые в свою пользу
  • страховые премии, вносимые в свою пользу физическим лицом по договорам накопительного страхования
  • суммы, направленные на погашение вознаграждения по жилищным займ ам

Право на вычет предоставляется налогоплательщику по доходам, получаемым у одного из работодателей на основании поданного им заявления и подтверждающих документов, представленных налогоплательщиком

При определении дохода, облагаемого у источника выплаты, работника, проработавшего менее половины месяца, налоговый вычет не производится.

Какие сроки удержания и уплаты ИПН?

Исчисление и удержание индивидуального подоходного налога производится налоговыми агентами не позднее дня выплаты дохода, облагаемого у источника выплаты

По налогу, удерживаемому у источника выплаты — не позднее 20 числа следующего за месяцем выплаты, по месту своего нахождения

По налогу, не облагаемому у источника выплаты — исчисляется налогоплательщиком самостоятельно по ставке 10 % и уплачивается по итогам налогового года не позднее десяти рабочих дней после 31 марта года, следующего за отчетным.

ИПН по доходам адвокатов и частных нотариусов исчисляется ежемесячно путем применения ставки 10 % к сумме полученного дохода и подлежит уплате не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным.

Кто должен подавать декларацию по ИПН и в какие сроки?

• налогоплательщики-резиденты , имеющие доходы, не облагаемые у источника выплаты;

• физические лица, получающие доходы за пределами Республики Казахстан;

• физические лица, имеющие деньги на счетах в иностранных банках, находящихся за пределами Республики Казахстан;

• лица, на которых возложена обязанность по подаче декларации в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан о борьбе с коррупцией;

• депутаты Парламента Республики Казахстан, судьи;

не позднее 31 марта года , следующего за налоговым годом. Налоговым периодом установлен календарный год.

Кто должен подавать расчет по ИПН и в какие сроки?

Расчет по индивидуальному подоходному налогу представляется налоговыми агентами, выплачивающие доходы, облагаемые у источника выплаты. Расчет подается в налоговые органы по месту уплаты налога не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В приложении к расчету по индивидуальному подоходному налогу указываются сведения о выплаченных доходах физическим лицам. Налоговым периодом установлен календарный квартал .

Источник: Налоговый Кодекс РК по состоянию на 01.01.2007г. Раздел 6, 7.

Налог на добавленную стоимость представляет собой отчисления в бюджет части стоимости облагаемого оборота по реализации, добавленной в процессе производства и обращения товаров (работ, услуг), а также отчисления при импорте товаров на территорию Республики Казахстан. НДС, подлежащий уплате в бюджет по облагаемому обороту, определяется как разница между суммами НДС, начисленными за реализованные товары (работы, услуги) и суммами НДС, подлежащими уплате за полученные товары (работы, услуги), т.е. разница между купленным и проданным НДС.

Кто является плательщиком НДС?

Лица, которые встали или обязаны встать на учет по налогу на добавленную стоимость в Республике Казахстан

  • индивидуальные предприниматели,
  • юридические лица, за исключением государственных учреждений,
  • нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение,
  • структурные подразделения юридического лица, признанные самостоятельными плательщиками налога на добавленную стоимость

Плательщиками НДС при импорте товаров являются лица, импортирующие эти товары на территорию Республики Казахстан в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан.

Что является объектом обложения НДС?

  • облагаемый оборот — оборот по реализации товаров (работ, услуг) в Республике Казахстан, совершаемый плательщиком НДС, за исключением оборота, освобожденного от НДС. В случае получения работ, услуг от нерезидента, не являющегося плательщиком НДС в Республике Казахстан, указанные работы, услуги включаются в облагаемый оборот получателя.
  • облагаемый импорт — товары, ввозимые или ввезенные на территорию Республики Казахстан (за исключением освобожденных от НДС), подлежащие декларированию в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан.

Какие существуют льготы по НДС?

Если в течение налогового периода, но не более любого 12-тимесячного, по итогам которого размер оборота по реализации товаров (работ, услуг) не превышает минимум оборота, который составляет 15000-кратную величину месячного расчетного показателя, установленного на последний месяц периода, то на учет по НДС можно не вставать.

  • Если оборот по реализации товаров (работ, услуг) превысил минимум оборота, то со дня окончания любого периода, налогоплательщик обязан подать заявление в налоговый орган о постановке на учет по НДС не позднее 15 календарных дней.
  • Если лицо, не подлежащее постановке на учет по НДС, но которое осуществляет или планирует осуществлять реализацию товаров (работ, услуг), подлежащих обложению НДС, может добровольно подать заявление в налоговый орган о постановке на учет по налогу на добавленную стоимость
  • Налоговый орган вправе без заявления налогоплательщика поставить на учет по налогу на добавленную стоимость при установлении случае, когда оборот по реализации товаров (работ, услуг) превысил минимум оборота.

Только те лица, которые подали заявление по постановке на учет по НДС, имеют право на зачет сумм НДС по остаткам товаров (включая основные средства) на дату постановки, выставлять счета-фактуры с НДС, брать в зачет суммы НДС за полученные товары (работы, услуги). При этом необходимо представить в налоговый орган инвентаризационную опись остатков на дату постановки на учет.

По каким ставкам взимается НДС?

  • 14 % — по облагаемому обороту и по облагаемому импорту
  • 0 % — оборот по реализации товаров на экспорт (за исключением экспорта лома цветных и черных металлов) и выполнение работ, оказание услуг в связи с международными перевозками
  • Обороты, освобожденные от НДС — обороты по реализации товаров (работ, услуг), включающие, в частности, взносы в уставный капитал, финансовые услуги, передачу имущества в финансовый лизинг, геологоразведочные работы, импорт некоторых товаров, в том числе импорт товаров физическими лицами по нормам беспошлинного ввоза товаров, импорт иностранной валюты, лекарственных средств и иных товаров, и т.д.

Как определить налоговый период?

  • квартал — если среднемесячная сумма НДС, подлежащего уплате в бюджет за предыдущий квартал, составляет менее 1000 месячных расчетных показателей
  • календарный месяц — если за календарный месяц складывается превышение суммы НДС более 1000 месячных расчетных показателей, относимого в зачет, над суммой начисленного налога
  • налоговый год — для плательщиков налога на добавленную стоимость, применяющих специальный налоговый режим, для юридических лиц — производителей сельскохозяйственной продукции, от осуществления деятельности, на которую распространяется действие указанного специального налогового режима.

В каких случаях НДС берется в зачет ?

Получатель товаров (работ, услуг) имеет право на зачет сумм по НДС, подлежащего уплате за полученные товары, включая основные средства, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота, а также, если выполняются следующие условия:

  • получатель товаров (работ, услуг) является плательщиком налога на добавленную стоимость на дату выписки счета-фактуры
  • поставщиком выставлен счет-фактура
  • в случае импорта товаров — налог на добавленную стоимость уплачен в бюджет

    в случаях если исполнено налоговое обязательство по уплате налога на добавленную стоимость

    В каких случаях не требуется оформление счет-фактуры:

    Плательщик НДС, осуществляющий реализацию товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, обязан выставить лицу, получающему указанные товары (работы, услуги), счет-фактуру с НДС, за исключением следующих случаев:

    • осуществления расчетов за предоставленные коммунальные услуги, услуги связи населению через банки с применением первичных документов, служащих основанием при ведении бухгалтерского учета
    • оформления перевозки пассажиров проездными билетами
    • при представлении покупателю чека контрольно-кассовой машины в случае реализации товаров (работ, услуг) населению за наличный расчет
    • при предоставлении товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога на добавленную стоимость.

    Каков порядок уплаты налога на добавленную стоимость?

    Плательщик НДС обязан уплатить налог в бюджет за каждый налоговый период до или в день установленного срока для представления декларации по НДС.

    НДС по импортируемым товарам уплачивается в день, определяемый таможенным законодательством Республики Казахстан для уплаты таможенных платежей.

    Какие сроки подачи декларации по НДС?

    Декларация по НДС за каждый налоговый период подается не позднее 20 числа месяца, следующего за налоговым периодом.

    Снятие с учета по налогу на добавленную стоимость

    Плательщик НДС вправе подать в налоговый орган по месту регистрации заявление о снятии его с учета по налогу на добавленную стоимость, если за последний 12-тимесячный период размер облагаемого оборота не превышал минимум облагаемого оборота, таким правом плательщик НДС может воспользоваться не ранее, чем по истечении 2-х лет с момента постановки его на учет по НДС.

    В случае если плательщик НДС, прекратил деятельность, связанную с облагаемыми оборотами, он обязан подать заявление о снятии его с учета по НДС не позднее, чем по истечении 6-ти месяцев после налогового периода, в котором была прекращена такая деятельность.

    В случае обнаружения налоговым органом лица, являющегося плательщиком НДС и не представившего налоговую отчетность в течение 6-тимесячного периода после установленного срока ее представления, снятие с учета по НДС производится налоговым органом без уведомления плательщика НДС.

    При снятии с учета по НДС остатки товаров (в том числе основных средств), по которым НДС был отнесен в зачет ранее, рассматриваются в качестве облагаемого оборота.

    Источник: Налоговый кодекс РК по состоянию на 01.01.2007г. Раздел 8

    Кто является плательщиком акцизов?

    Плательщиками акцизов являются физические и юридические лица, которые производят подакцизные товары или осуществляют подакцизные виды деятельности на территории Республики Казахстан, импортируют подакцизные товары на таможенную территорию Республики Казахстан.

    Подакцизные товары — все виды спирта, алкогольная продукция, табачные изделия, бензин (за исключением авиационного), дизельное топливо, легковые автомобили (кроме автомобилей с ручным управлением, специально предназначенных для инвалидов), сырая нефть, газовый конденсат.

    Подакцизные виды деятельности — игорный бизнес, организация и проведение лотерей.

    Что является объектом обложения акцизом?

    Операции, осуществляемые плательщиком акциза с произведенными и (или) добытыми, и (или) розлитыми им подакцизными товарами: реализация и передача на переработку на давальческой основе подакцизных товаров, взнос в уставный капитал, использование подакцизных товаров при натуральной оплате, отгрузка подакцизных товаров, осуществляемая товаропроизводителем своим структурным подразделениям, использование товаропроизводителями произведенных и (или) добытых, и (или) розлитых подакцизных товаров для собственных производственных нужд, оптовая реализация бензина (за исключением авиационного) и дизельного топлива, реализация конфискованных и (или) бесхозяйных, перешедших по праву наследования к государству и безвозмездно переданных в собственность государству подакцизных товаров, осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса, организация и проведение лотерей, порча, утрата подакцизных товаров, акцизных марок.

    Как определяется налоговая база ставки акциза?

    • Твердые ставки акциза (в натуральном выражении) – применяются к подакцизным товарам, налоговая база которых определяется как объем произведенных, реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении.
    • Адвалорные ставки акцизов (в %) — налоговая база определяется как стоимость произведенных, реализованных подакцизных товаров, определяемая по ценам, не включающим акцизы и налог на добавленную стоимость, по которым производитель поставляет данный товар.
    • Импортируемые подакцизные товары — налоговая база определяется и как по твердым , ставкам акцизов по объему импортируемых подакцизных товаров в натуральном выражении, а также и по адвалорным ставкам акцизов, налогооблагаемая база определяется как таможенная стоимость импортируемых подакцизных товаров, определяемая в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан.
    • При осуществлении деятельности по организации и проведению лотереи – налогооблагаемая база определяется как сумма выручки, заявленная организатором лотереи, за минусом сумм, относимых в призовой фонд, при регистрации в налоговых органах выпуска в продажу лотерейных билетов, без включения в нее суммы акциза, и не подлежит изменению после регистрации выпуска
    • По игорному бизнесу — исчисление суммы акциза производится путем применения ставки акциза, установленной на налоговый период, к количеству объектов обложения.

    Каков порядок исчисления акциза?

    Исчисление суммы акциза производится путем применения установленной ставки акциза к налоговой базе. Ставки акцизов утверждаются правительством Республики Казахстан

    • Для подакцизных товаров — на тринадцатый день месяца по операциям, совершенным в течение первых десяти дней налогового периода; на двадцать третий день месяца по операциям, совершенным в течение вторых десяти дней налогового периода; на третий день месяца, следующего за отчетным месяцем, по операциям, совершенным за оставшиеся дни налогового периода.
    • Для подакцизных товаров, произведенным из давальческих сырья и материалов —

    в день передачи продукции заказчику или лицу, указанному заказчиком.

    • При передаче сырой нефти, газового конденсата , добытых на территории Республики Казахстан, на промышленную переработку — в день ее передачи.
    • Для импортируемых товаров — в день, определяемый таможенным законодательством Республики Казахстан для уплаты таможенных платежей.
    • Для импортируемых подакцизных товаров, подлежащих маркировке — до или в день получения акцизных марок.

    Какой установлен налоговый период?

    Когда подается налоговая декларация?

    По окончании каждого налогового периода налогоплательщик обязан представить в налоговые органы по месту своей регистрации декларацию по акцизу не позднее 15 числа месяца, следующего за налоговым периодом.

    Источник: Налоговый Кодекс РК по состоянию на 01.01.2007г. Раздел 9

    Налогообложение деятельности по проведению операций по недропользованию, включая нефтяные операции и работы по строительству и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей, и устанавливает порядок исчисления и уплаты налогов и специальных платежей недропользователей:

    • налога на сверхприбыль
    • специальных платежей недропользователей
    • бонусов (подписного, коммерческого обнаружения)
    • роялти
    • доли Республики Казахстан по разделу продукции
    • дополнительного платежа недропользователя, осуществляющего деятельность по контракту о разделе продукции.

    Недропользователи, осуществляющие добычу полезных ископаемых до заключения контракта на недропользование, производят отчисления за пользование недрами в доход республиканского бюджета в виде роялти в размерах, устанавливаемых Правительством Республики Казахстан.

    Как устанавливается налоговый режим для недропользователей и какие его модели существуют?

    Налоговый режим, устанавливаемый для недропользователя, определяется в контракте на недропользование. При этом контракт должен пройти налоговую экспертизу и государственную регистрации в соответствующих государственных органах.

    • первая – предусматривает уплату недропользователем за исключением доли Республики Казахстан по разделу продукции налогов и других обязательных платежей
    • вторая – предусматривает уплату (передачу) недропользователем доли Республики Казахстан по разделу продукции, а также уплату всех видов налогов и других обязательных платежей, за исключением рентного налога на экспортируемую сырую нефть, акциза на сырую нефть, включая газовый конденсат, налога на сверхприбыль, земельного налога и налога на имущество. Вторая модель устанавливается только в контрактах о разделе продукции.

    Какие существуют виды бонусов, порядок их уплаты и сдачи декларации?

    Подписной бонус — разовый фиксированный платеж за право осуществления деятельности по недропользованию на контрактной территории. Стартовые размеры подписных бонусов определяются правительством Республики Казахстан на основе расчета с учетом объема полезных ископаемых и экономической ценности месторождения. Этот бонус уплачивается в бюджет не позднее 30-ти календарных дней с даты вступления контракта в силу. Декларация по подписному бонусу представляется недропользователем в налоговый орган по месту регистрации до 15 числа месяца , следующего за месяцем, в котором наступил срок уплаты.

    Бонус коммерческого обнаружения уплачивается за каждое коммерческое обнаружение на контрактной территории, кроме контрактов на проведение разведки месторождений полезных ископаемых, не предусматривающих последующей их добычи. Объектом налогообложения является объем утвержденных, уполномоченным для этих целей государственным органом, извлекаемых запасов полезных ископаемых на месторождении. Базой исчисления платежа является стоимость объема утвержденных извлекаемых запасов полезных ископаемых.

    Бонус коммерческого обнаружения уплачивается по ставке 0,1 % от базы исчисления

    не позднее 90 дней со дня утверждения уполномоченным для этих целей государственным органом объема извлекаемых запасов полезных ископаемых на месторождении. Декларация по бонусу представляется недропользователем до 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступил срок уплаты.

    Каков порядок уплаты недропользователем роялти?

    Размер роялти определяется исходя из объекта налогообложения, базы исчисления и ставки.

    Объектом налогообложения является объем добытых полезных ископаемых или объем первого товарного продукта, полученного из фактически добытых полезных ископаемых.

    Налоговой базой для исчисления роялти является стоимость полезных ископаемых.

    Роялти по всем видам полезных ископаемых уплачиваются:

    по нефти — по скользящей шкале как процент, определенный в зависимости от объема накопленной добычи нефти за каждый календарный год деятельности и по ставкам в зависимости от количества тонн от 2 до 6%.

    по твердым полезным ископаемым , включая золото, серебро, платину, другие драгоценные металлы и драгоценные камни, — по ставкам, определяемым Правительством Республики Казахстан.

    Какие установлены сроки уплаты роялти и представления декларации?

    Роялти по всем видам полезных ископаемых уплачивается не позднее 15 числа месяца , следующего за налоговым периодом. Налоговым периодом по уплате роялти является календарный месяц, однако если среднемесячные платежи за предыдущий квартал по роялти составляют менее тысячи месячных расчетных показателей, то налоговым периодом является квартал. Декларация по роялти представляется недропользователем не позднее 10 числа месяца , следующего за налоговым периодом.

    Каков порядок уплаты налога на сверхприбыль?

    Объектом обложения налогом на сверхприбыль является часть чистого дохода недропользователя по каждому отдельному контракту за налоговый период

    Налог на сверхприбыль исчисляется по ставкам от 0 до 60 % исходя из достигнутого уровня внутренней нормы прибыли на конец налогового периода (календарный год). Налог уплачивается не позднее 15 апреля года, следующего за налоговым периодом. Декларация по налогу на сверхприбыль представляется недропользователем не позднее 10 апреля года, следующего за налоговым периодом.

    Источник: Налоговый кодекс РК по состоянию на 01.01.2007г. Раздел 10.

    Физические и юридические лица, реализующие на экспорт сырую нефть, газовый конденсат, за исключением недропользователей, заключивших контракты о разделе продукции.

    Объем сырой нефти, газового конденсата, реализуемый на экспорт.

    Стоимость экспортируемой сырой нефти, газового конденсата, исчисленная исходя из фактически реализуемого на экспорт объема сырой нефти, газового конденсата и рыночной цены с учетом скидки (наценки) на качество сырой нефти, газового конденсата за вычетом расходов налогоплательщика на их транспортировку.

    Порядок определения рыночной цены реализуемых сырой нефти, газового конденсата утверждается Правительством Республики Казахстан.

    Скидка на качество сырой нефти, газового конденсата предоставляется в том случае, если показатели качества сырой нефти, газового конденсата налогоплательщика ниже показателей смеси сырой нефти, газового конденсата, которая транспортируется через магистральный трубопровод. Наценка на качество сырой нефти, газового конденсата предоставляется, если показатели качества сырой нефти, газового конденсата налогоплательщика выше показателей смеси сырой нефти, газового конденсата, которая транспортируется через магистральный трубопровод.

    Ставки рентного налога на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат устанавливаются в зависимости от определяемой рыночной цены за баррель от 0% до 33%:

    Налогоплательщик обязан уплатить в бюджет начисленную сумму налога не позднее 15 числа месяца, следующего за налоговым периодом.

    Декларация по рентному налогу на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат представляется в налоговый орган по месту регистрации не позднее 15 числа месяца, следующего за налоговым периодом.

    Кто является плательщиком социального налога?

    • юридические лица — резиденты Республики Казахстан, а также нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, филиалы и представительства иностранных юридических лиц;

    • индивидуальные предприниматели, за исключением применяющих специальные налоговые режимы, кроме специального налогового режима для отдельных видов деятельности;

    • частные нотариусы, адвокаты.

    • структурные подразделения по решению юридического лица могут рассматриваться в качестве плательщиков социального налога.

    Что является объектом обложения социальным налогом?

    • Для юридических лиц — расходы работодателя, выплачиваемые работникам-резидентам и нерезидентам в виде доходов, а также доходы иностранного персонала, и выплаты физическим лицам по договорам возмездного оказания услуг.
    • Для частных нотариусов, адвокатов — численность работников, включая самих плательщиков.

    Что не является объектом обложения социальным налогом?

    Выплаты, производимые за счет средств грантов, предоставляемые по линии государств, правительств государств и международных организаций, государственные премии, стипендии, денежные награды, присуждаемые за призовые места, компенсации, выплачиваемые при расторжении индивидуального трудового договора, при призыве работника на военную службу, компенсаций, выплачиваемых работодателем работникам за неиспользованный трудовой отпуск, обязательные пенсионные взносы, добровольные профессиональные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды.

    • Для юридических лиц-резидентов Республики Казахстан, а также нерезидентов, осуществляющих деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, филиалов и представительств иностранных юридических лиц, уплачивают социальный налог по регрессивным ставкам от 20 до 7% в зависимости от сумм облагаемых доходов работника-резидента , выплаченных работодателем. Причем, чем больше выплаченный доход, тем меньше сумма исчисленного социального налога.

    подоходный налог это

    Подоходный налог это

    Подоходный налог это

    Подоходный налог это

    Подоходный налог это

    Подоходный налог это

    Подоходный налог это

    Подоходный налог это

    Подоходный налог это

    Подоходный налог это

    Подоходный налог это

    Подоходный налог это

    Подоходный налог это

    Подоходный налог это

    Подоходный налог это

    Подоходный налог это

    Подоходный налог это

    Подоходный налог это

    Подоходный налог это

    Подоходный налог этоПодоходный налог

    Тип работы: контрольная работа

    Подоходный налог как общегосударственный налог, уплачиваемый физическими лицами, порядок его определения и главные способы взимания. Совершенствование подоходного налога в современных условиях, направления и перспективы его реформирования в будущем.

    Скачать бесплатно Подоходный налог

    Загрузить Подоходный налог

    Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условия рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

    Особая роль отводится прямому налогообложению, поскольку манипулирование ставками прямых налогов, изменение механизма их взимания моментально сказываются на деятельности предприятий.

    На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

    В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим, резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики налогоплательщиков. Сейчас существует масса всевозможной литературы по налогообложению в западных странах, накоплен огромный многолетний опыт. Но в связи с тем, что налоговая система Кыргызской Республики создается практически заново, сегодня очень мало монографий отечественных авторов по налогообложению, в которых можно было бы найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по созданию отечественной налоговой системы.

    Подоходный налог и порядок его взымания

    Определение и взимание налога. Подоходный налог – это общегосударственный налог, уплачиваемый физическими лицами. Налог взимается на территории всей страны по единым ставкам.

    Существуют два способа взимания подоходного налога:

    1) удержание налога у источника выплаты дохода (например, при выдаче зарплаты работнику с него удерживается подоходный налог);

    2) уплата налога по декларации о доходах (существуют ежемесячные текущие платежи подоходного налога по итогам финансово-хозяйственной деятельности; далее, по истечении года производится окончательный перерасчет подоходного налога, исходя из данных, указанных в декларации о доходах).

    Необходимо ввести некоторые определения, касающиеся расчета подоходного налога.

    Совокупный годовой доход (Д) – это все виды доходов, полученные в денежной и натуральной форме, а также в форме работ и услуг. Вычеты расходов (В) – это вычитаемые затраты налогоплательщика, связанные с его экономической деятельностью, из совокупного годового дохода, разрешенные в соответствии с положениями Налогового Кодекса.

    Объектом налогообложения является доход, исчисляемый как разница между совокупным годовым доходом налогоплательщика и вычетами, предусмотренными Налоговым Кодексом Кыргызской Республики.

    Состав совокупного годового дохода и разрешенные вычеты расходов, принятые Налоговым Кодексом, приведены в приложении.

    Страховые взносы. В состав разрешенных вычетов из совокупного годового дохода входят страховые взносы в: Фонд социального страхования, Фонд занятости, Фонд медицинского страхования и Пенсионный Фонд, на которых необходимо остановиться подробнее. В соответствии с законодательством Кыргызской Республики отчисления в виде страховых взносов: для индивидуального предпринимателя – производит отчисления ежемесячно в размере 38% от 3-х-кратной минимальной месячной зарплаты, выплачиваемые в течение года и с последующим перерасчетом от фактически полученного дохода по итогам года на основании декларации о доходах.

    Фактически полученный доход – это доход, равный разности совокупного годового дохода и вычетами расходов, разрешенными в соответствии с Налоговым Кодексом.

    Среднемесячный размер фактически полученного дохода, с которого начисляются страховые взносы, не превышает 100-кратного размера минимальной зарплаты (на 1.01.99 г. минимальная зарплата – 100 сом).[1]

    Если фактически полученный доход меньше 100-кратной минимальной зарплаты, то предпринимателю следует заплатить 38% от фактически полученного дохода.

    Если фактически полученный доход больше 100-кратной минимальной зарплаты, то предпринимателю следует заплатить 38% от 100-кратной минимальной зарплаты.

    Для индивидуального предпринимателя, работающего по патенту –

    производит уплату страховых взносов путем приобретения страховых полисов в соответствии с порядком, определяемым Правительством Кыргызской Республики;

    Для индивидуального предпринимателя, использующего наемный труд – производит страховые взносы в размере 31% от выплат работникам, которые распределяются следующим образом: 25,5% от выплат, начисленных в пользу работников, идущие в пенсионный фонд; – 2% от всех выплат, начисленных в пользу работников – в Фонд социального страхования; 1,5% от всех видов выплат, начисленных в пользу работников – в Фонд занятости; 2% от всех видов выплат, начисленных в пользу работников – в Фонд медицинского страхования;

    Для работающих граждан-инвалидов 1 и 2 группы – ежемесячно в Пенсионный фонд от всех выплат – 2%.

    Освобождаются от страховых взносов в Фонд занятости все выплаты, начисленные в пользу: 1) инвалидов 1 и 2 группы; 2) принятых на работу на вновь созданные в течение календарного года рабочие места.

    Для нанимателей – предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, нанимающих иностранного работника, ежемесячно в Фонд занятости дополнительно – в размере месячной зарплаты нанятого иностранного работника (кроме нанимателей, нанимающих временно иностранных граждан для сельхозработ и международных организаций, дипломатических представительств и миссий).

    Для крестьянских и фермерских хозяйств страховые взносы устанавливаются ежеквартально в размере базовой ставки земельного налога. Фермерские и крестьянские хозяйства, использующие наемный труд работников, не имеющих долей в земельном фонде хозяйства, уплачивают страховые взносы по указанным работникам – 31%.

    Где X – налогооблагаемый доход.

    В структуре поступлений в доход государственного бюджета данный налог занимает менее 8% и является наиболее стабильным в плане сбора. На протяжении анализируемого периода доля данного налога в доходных поступлениях не изменялась на протяжении всего периода. Наибольший удельный вес данный налог составил в последние годы – 7.5%. В 2000 и 2001 финансовом году доля подоходного налога составила – 7.5% в доходах государственного бюджета.

    Подоходный налог это

    На основе анализа поступлений подоходного налога по годам отмечается тенденция к снижению его удельного веса (табл. 7).

    Поступления подоходного налога в бюджет за 2000 год в целом по республике и в разрезе регионов показывает, что местными налоговыми органами предпринимаются определенные меры.

    Таблица 2. Подоходный налог с физических лиц с 2007 по 2009 гг.

    Так, как видно из таблицы, по сравнению с 1999 г. увеличились поступления по подоходному налогу, взимаемому налоговыми органами. Хотя доля подоходного налога за последние два года остались на одном уровне, то по отношению к ВВП доля данного налога имеет тенденцию увеличения. Также наблюдается увеличение доли данного налога в налоговых поступлениях.

    Рост поступлений подоходного налога по патентной системе по сравнению с предыдущим годом обеспечен улучшением администрирования, развитием и расширением патентной системы налогообложения физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Введение в 2007 г. патентирования на 27 видов предпринимательской деятельности значительно расширило налогооблагаемую базу данного налога. Так, в течение 2007 г. налоговыми органами республики выдано 300180 патентов на общую сумму 74,5 млн. сомов, против 240576 патентов на сумму 58,3 млн. сомов в 1998 г. Если в 2007 г. в среднем за месяц поступало в бюджет около 5,5 млн. сомов, в 2008 г. ежемесячно – 8,9 млн. сомов, то в 2009 г. – 8,9 млн. сомов.

    Рассматривая действующую систему взимания подоходного налога, необходимо отметить, что она является достаточно эффективной в том случае, когда удержание налогов производится у субъектов с фиксированной заработной платой и прозрачной бухгалтерской отчетностью. В основном, это государственные служащие и работники крупных предприятий. Однако, увеличение удельного веса субъектов малого предпринимательства с неконтролируемыми доходами и затратами привело к необходимости внедрения наряду с принятой практикой обложения совокупного дохода введение упрощенной системы налогообложения. Первым этапом данной системы явилось взимание подоходного налога на патентной основе. Это увеличило охват налогообложением частных предпринимателей, однако, часть налоговой базы уходит от налогообложения, о чем свидетельствуют аналитические данные, в соответствии с которыми удельный вес подоходного налога в налоговых поступлениях снизился с 13,7% в 2002 году до 9,8% в 2009 году. Доля подоходного налога в ВВП снизилась с 1,9% в 1994 году до 1,4% в 2009 году.

    Основными направлениями реформирования подоходного налога должно быть дальнейшее развитие упрощения системы налогообложения в различных ее формах. Применение ее должно осуществляться на добровольной основе и являться альтернативной основной системе. Совершенствование упрощенной системы должно вестись по пути включения в сумму фиксированного платежа не только подоходного налога, но всех обязательных платежей, определяемых законодательством.

    Совершенствование подоходного налога в современных условиях

    Развитие налоговой системы Кыргызстана должно удовлетворять двум основным требованиям: во-первых, быть достаточным для покрытия необходимых расходов государства, а во-вторых, стимулировать развитие реальных секторов экономики, т.е. ставки налогов должны иметь тенденцию к снижению. Именно снижение ставок налогов позволит налоговым органам значительно расширить налогооблагаемую базу за счет снижения объемов «теневой экономики». Разные специалисты по-разному оценивают эти объемы. Специальных исследований по этой проблеме не проводилось, но можно ориентироваться на разработки зарубежных исследователей. Они считают, что даже в рыночно-развитых странах эти объемы составляют от 10 до 30%. Нет основания считать, что в нашем государстве при переходе к рынку объемы скрываемых доходов будут меньше максимальной оценки в 30%. Из этого следует, что принятие мер по расширению налогооблагаемой базы может дать 25 – 30% повышение налоговых поступлений и при оплате дефицита. может остаться сумма профицита. Но сумму профицита можно уменьшить все или часть видов с тем, чтобы стимулировать развитие производства в республике.

    Для расширения налогооблагаемой базы нужно использовать как возможности налоговых служб, так и средства массовой информации для разъяснения направлений налоговых выплат для социальных и экономических нужд государства. Пока в некоторой части предпринимателей наибольшим уважением пользуются лица, скрывшие все или часть доходов. «Тысячи людей думают о пополнении бюджета, а миллионы о том, как бы заплатить поменьше».

    Налоги в нашем государстве пока не очень стимулируют развитие производства, выполняя одну, главную фискальную функцию. Распределительная функция не очень значительна, так как, в основном, население живет за чертой бедности и поэтому снижение ставок налогов не прихоть предпринимателей, а насущная проблема. В настоящее время, когда даже подоходный налог с населения не учитывает прожиточный минимум, стремление укрыть налоги не только не снизится, а может даже возрасти, так как эти средства

    Управление налогообложением – это важнейшая сфера научно-практических исследований и методических действий, являющихся частью общей теории и практики управления.

    В результате проведенного анализа выяснили, что прямое налогообложение в большей степени относится к юридическим лицам, поскольку основу прямого налогообложения в первую очередь составляет налог на прибыль, уплачиваемый юридическии лицами, земельный налог, также в основном уплачиваемый юридическими лицами, а также местные налоги, большнством которых облагаются юридические лица. В этой связи совершенствование прямого налогобложения в первую очередь предполагает совершенствование механизма налогобложения юридических лиц. Поэтому считаем необходимым рассмотреть налоговое планирование и прогнозирование на предприятии, налоговое регулирование, в частности налоговый менеджмент, как основные методы снижения бремени налогов на предприятии.

    Государственный налоговый менеджмент должен обеспечить:

    – надежную, достоверную и своевременную информацию о рынке и состоянии экономики государства, структуре и динамике налоговых и неналоговых поступлений в бюджет, конкретного спроса, потребностей общества, т.е. информацию о внешних условиях функционирования системы;

    – создание ставок налогов, их сочетания, которые более полно удовлетворяют требованиям государства;

    – необходимое воздействие на физические и юридические лица, на экономику, обеспечивающее максимально возможный контроль сферы налогообложения.

    Развитие теории и практики менеджмента определяется целым рядом обстоятельств, среди которых можно выделить следующее:

    1. нацеленность на достижение конечного практического результата налоговой деятельности. Эффективная реализация утвержденных мероприятий в намеченных объемах в соответствии с долговременной целью, намеченной государством.

    2. концентрацию исследовательских, практических и контролирующих усилий на решающих направлениях деятельности.

    3. направленность государства не на сиюминутный, а на долговременный результат работы. Это требует особого внимания к прогнозным исследованиям, разработке на основе их результатов ставок различных налогов, обеспечивающих и стимулирующих высокоприбыльную хозяйственную деятельность.

    4. применение в единстве взаимосвязи стратегии и тактики активного приспособления к требованиям членов общества (физических и юридических лиц) с одновременным целенаправленным воздействием на них.

    Экономический смысл менеджмента бюджетной системы состоит в стимулировании ускорения отдачи производственных фондов предприятий, повышения мобильности производства и уровня конкурентоспособности товаров, своевременного создания новых товаров и ускорения их продвижения не просто на рынки, а на тех из них, на которых может быть достигнут максимальный коммерческий эффект.

    Налоговый менеджмент в целом, основывающийся на положениях налогового права и дополняющий их, с теоретико-практической точки зрения можно назвать, своего рода, стержнем всей структуры элементов налогового механизма. Все его слагаемые: планирование, регулирование и контроль – суть управленческих действий профессионалов в органах власти, управления, в НИИ и т.д. Нормы налогового права позволяют организовать рациональную систему налогового менеджмента, распространить на весь налоговый механизм.

    В условиях переходного периода, когда сохраняются административно – командные методы управления государства налоговый менеджмент должен прийти на смену традиционным подходам к управлению налогообложением, став важнейшим сегментом управления государством в целом. Становление рыночных основ управления экономикой и определения роли государства в этом процессе и есть сложнейшая проблема.

    Менеджмент налоговой политики должен способствовать выходу на рынок, т.е. увеличению видов налогов, отражающих происходящие изменения – при умеренных ставках, с четким обоснованием, обеспечивающих и стимулирующих развитие производственной базы государства для перспективного расширения и пополнения налогооблагаемой базы.

    Расширение налогооблагаемой базы, в частности при прямом налогообложении, должно отвечать четырем условиям производственного менеджмента:

    а) выход на новый рынок, т.е. найти новые слои потребителей, новые способы и сферы применения для своего продукта или выйти на новые географические рынки, в т.ч. внешние (экспорт), что увеличивает уплату таможенных пошлин;

    б) расширение ассортимента продукции по желаниям различных групп потребителей, что увеличивает фонд заработной платы за счет увеличения численности работников;

    в) выход с новыми продуктами на новые рынки. Часто используются как апробирование нового товара на менее важном для имиджа фирм внешнем и внутреннем рынках. Это позволяет с наименьшими затратами при положительном результате расширить рынок сбыта и привлечь к товару дополнительное внимание. Соответственно растет и налогооблагаемая база.

    Естественно, что государство, небогатое природными ресурсами, не станет устанавливать высокие ставки налогов на добывающие отрасли, а при значительных залежах полезных ископаемых налоги с добывающих и перерабатывающих минеральное сырье предприятий могут, стать важнейшим источником финансовых средств в бюджет.

    Налог на прибыль как один из главных видов прямых налогов, в последние десятилетия находится в центре внимания западных экономистов. Объясняется это двумя причинами.

    Во-первых, с введением во время второй мировой войны налог на прибыль, в качестве одного из важных источников госбюджета, произошла заметная трансформация частнопредпринимательской деятельности. До этого важнейшим стимулом накопления капитала и его межотраслевого распределения служила норма прибыли. При использовании налога на прибыль, норма прибыли перестает быть главным определяющим параметром вложения инвестиций. Компании зачастую ориентируются на налоговые льготы и объемы налогообложения, чем на норму прибыли при выборе направления вложения средств. При обследовании в странах ЕС 8 тысяч различных предприятий, было установлено, что определяющим параметром выбора варианта развития предприятий и вложения средств явилось именно налогообложение около, 48% промышленных предприятий и 78% финансовых организаций.

    Во-вторых, столь важная роль налогообложения прибыли в определении инвестиционной и всей производственной деятельности определила достаточно жесткие рамки ее фискальным масштабам. Облагая прибыль чрезмерным налогом, государство неминуемо сталкивается с ослаблением частнопредпринимательской деятельности. Поэтому наряду с важностью этого налога для фискальных целей, т.е. пополнение бюджета, проявляется стимулирующая функция этого налога. Оптимальное сочетание фискальной и стимулирующей функций – задача государства и здесь можно опираться на опыт других стран, где найдено рациональное сочетание.

    До начала XX века в западной экономической мысли отсутствовала самостоятельная теория прибыли. Прибыль разными экономистами рассматривалась как плата за квалифицированный труд управления, «ожидание» собственника капитала. Рассматривались лишь проблемы происхождения процента.

    Перелом в экономической мысли произошел в связи с идеями, выдвинутыми в 1899 году Дж.Б. Кларком в работе «Распределение богатства».

    В дальнейшем разные экономисты развивали теорию прибыли и к настоящему моменту в качестве источников прибыли выделяются три вида доходов, а именно:

    1. вознаграждение за риск и неопределенность;

    2. вознаграждение за новаторство;

    3. результат несовершенств в рыночной структуре.

    Именно прибыль становится определяющим фактором развития частнопредпринимательской деятельности. Так, Макконелл считает, что «Прибыль – это генератор капиталистической экономики. Как таковая, прибыль воздействует и на уровень использования ресурсов, и на их распределение среди альтернативных пользователей»

    Налог на прибыль вначале был введен в чисто фискальных целях, так как государства нуждались в дополнительных финансовых источниках для ведения войн. Так, во время войны в Корее в 1951–1953 гг. общая ставка налога и сверхприбыль достигла в США 82% и этот налог в сумме всех поступлений составляет в бюджете около третьей части.

    Однако чрезмерная фискальная нагрузка действовала очень отрицательно на производственно-стимулирующую роль прибыли, что уже во время войны во Вьетнаме доля налога на прибыль в бюджете была снижена до 15–17%, а в мирное время не достигает и 10%.

    Вместе с тем, для стимулирования использовались различные льготы, прежде всего на инвестирование средств и научно-исследовательские работы.

    В 70-х годах появились «кривые Лаффера», которые доказывали, что, как ни парадоксально, но снижение ставок налога на прибыль может не только сохранить объем поступлений в бюджет, но даже увеличить его. Обосновывается идея А. Лаффера тем, что «более низкие ставки налогов смогут создать стимулы к работе, сдерживаниям и инвестициям, инновациям и принятию деловых рисков, подталкивая таким образом существенное расширение национального производства и дохода».

    Лаффер полагал, что максимальной ставкой налога на прибыль должна быть величина между 20 и 25 процентами. При ставке налога более 50% проявляется дестабилизирующие тенденции на экономическую деятельность.

    В практике многих стран установлена ставка около трети прибыли, т.е. 30–40%.

    Идеи Лаффера нашли отражения в практике применения налогов на прибыль. Так, в 1982 г. администрация президента Р. Рейгана снизила максимальную ставку налога на прибыль с 46 до 34%.

    В Англии правительство М. Тетчер снижало ставки в несколько приемов, а именно: 52 до 50% в 1983 году, до 45% в 1984 году, до 35% в 1985 и до 33% в 1991 году.

    Франция также проводила снижения ставок, за длительный период – с 1986 к 1994 году – ставка была снижена с 50 до 34%, но затем повышена до 37%. Одновременно в этих странах уменьшались предоставляемые льготы по налогообложению.

    Опыт развитых стран свидетельствует о том, что основной упор должен делаться на прямые налоги, в частности на налог на доходы физических лиц. Если говорить о размерах и доле нашего подоходного налога, то его доля на сегодня составляет не более 10%.

    Плательщиками подоходного налога являются все физические лица-резиденты и нерезиденты Кыргызской Республики, имеющие доход. Члены крестьянских и фермерских хозяйств, их объединений, ассоциаций и других сельскохозяйственных формирований, для которых земля является основным средством производства и основным источником дохода, уплачивают только земельный налог. Объектом обложения налогом является доход, исчисляемый как разница между совокупным годовым доходом налогоплательщика и вычетами.

    К совокупному годовому доходу относятся все виды доходов, полученные в денежной и натуральной форме, а также в форме работ и услуг.

    Каждый налогоплательщик имеет право на ежемесячные вычеты из совокупного дохода в размере четырехмесячной минимальной заработной платы в течение года. Налогоплательщик имеет право на дополнительный ежемесячный вычет из совокупного дохода:

    1) на каждого иждивенца в семье – по одной минимальной месячной заработной плате;

    2) на женщину-мать в семье налогоплательщика, родившую и воспитавшую 4 и более детей, дополнительно к пункту 1) – одной минимальной месячной заработной платы в течение года.

    Право дополнительного вычета за каждый месяц налогового года имеют:

    1) инвалиды и участники Гражданской, Великой Отечественной войн, войны в Афганистане и в других странах, а также инвалиды I и II групп в размере 4-кратного минимального месячного заработка;

    2) вдовы погибших военнослужащих, принимавших участие по межгосударственным соглашениям в войне в Афганистане и в других странах, а также инвалиды III группы – в размере 3-кратного минимального месячного заработка;

    3) Лица (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие участие в ликвидации последствий аварии в пределах зоны отчуждений или занятые на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС – в размере 4-кратного минимального месячного заработка.

    Расходы налогоплательщика по уплате процентов по долговому обязательству подлежат вычету из его совокупного годового дохода в том случае, если сумма долга была использована на развитие и осуществление экономической деятельности налогоплательщика. Размеры вычета определяются исходя из суммы долга, подлежащей погашению в текущем налоговом году, умноженной на 1,5 ставки рефинансирования Национального банка Кыргызской Республики на момент образования долга.

    Совокупный годовой доход физического лица уменьшается на сумму взносов в Социальный Фонд при Правительстве Кыргызской Республики в пределах норм отчислений.

    В совокупный годовой доход физических лиц не включаются полученные ими доходы от продажи, обмена или других видов распоряжения движимым и недвижимым имуществом, принадлежащим налогоплательщику.

    Налогооблагаемый доход у источника выплаты до 2002 года – физического лица подлежал обложению налогом по следующим ставкам в зависимости от совокупного дохода, полученного в календарном году:

    1) до 5-кратной минимальной годовой заработной платы – 5 процентов с суммы дохода;

    2) от 5 до 20-кратной минимальной годовой заработной платы – сумма налога с 5-кратной минимальной годовой заработной платы плюс 10 процентов с суммы, превышающей ее;

    3) от 20 до 100-кратной минимальной годовой заработной платы – сумма налога с 20-кратной минимальной годовой заработной платы плюс 20 процентов с суммы, превышающей ее;

    4) свыше 100-кратной минимальной годовой заработной платы – сумма налога с 100-кратной минимальной заработной платы плюс 33 процента с суммы, превышающей ее.

    В 2002 году была проведена реформа вследствие чего, были изменены ставки данного налога. Так доход до 5 тысяч сом облагается по ставке 10% и 20% с суммы превышающей его. Вследствие таких реформ снизилось налоговое бремя с физических лиц получающих доход превышающий 5 тысяч сом. Таким образом, предприниматели получающие весомый доход будут выходить из теневого бизнеса.

    Рассмотрим, как с позиции государственного налогового менеджмента можно регулировать ставки налогов и зависимость сумм поступлений от их размеров. Естественно, уменьшение или увеличение налогового бремени сказывается на итогах работы каждого предприятия, и оно старается выявить возможности даже при определенных ставках налогов, снизить их тяжесть для своего предприятия. Так, изменением цен на свою продукцию, предприятие может увеличить или уменьшить налогооблагаемую базу. Например, при ставке налога К предприятие получает Р прибыль. Ставки налога изменились и стали К. Тогда прибыль Р1 должна быть не меньше прибыли Р, иначе предприятие изменит цены на свою продукцию и постарается сохранить свою прибыль в необходимых размерах, т.е. Р1>Р.

    Каждое предприятие стремится увеличить прибыль – ведь именно ради прибыли оно и работает. Прибыль у предприятия остается за вычетом всех причитающихся налогов и расходов по производству. Следовательно, если предприятие в состоянии диктовать свои цены на товары и услуги и является прайсмекером, то манипулирование ценами может не только снизить суммарное налоговое бремя, но и изменить спрос на выпускаемые товары. Если же предприятие является прайсмекером, т.е. не может влиять на цену товара, то оно может регулировать свою прибыль и, естественно, выплачиваемые налоги, с помощью изменения объемов производства.

    В первом случае, конечно, возможности у предприятий гораздо шире, так как кроме цен, оно может изменять и масштабы производства, что значительно влияет на объемы получаемой прибыли.

    Предприятие реагирует на налоги и изменением ассортимента предлагаемых товаров. Технологические и затратные характеристики производства также могут изменяться в зависимости от размеров применяемых налогов. В случае резкого увеличения объемов прибыли и начисления налога на прибыль по повышенной ставке, предприятие снизит цену товара и, соответственно, налогооблагаемый объем.

    Снижение налогооблагаемой базы может быть как легальным, так и нелегальным, т.е. часть предприятия будет работать в «теневой экономике». Легальное снижение налогооблагаемой базы предполагает использование налоговых льгот, предусмотренных законодательством. Высокая степень нелегального снижения налогооблагаемой базы характеризует слишком высокие, подчас непосильные ставки налогообложения, так как предприятие сильно рискует, скрывая от фискальных органов свои доходы и объемы производства.

    Кстати, в царской России ставка в 1% от суммы товарооборота позволяла рыночной экономике действовать в полную меру, сокрытие же доходов облагалось повышенной и совершенно неприемлемой ставкой и поэтому купцы и заводчики старались не скрывать свои доходы.

    Кроме того, существовали гильдии и иные звания, присуждаемые в зависимости от размеров товарооборота, т.е. существовал моральный стимул к увеличению объемов товарооборота, так как каждое высшее звание давало его владельцу как моральные, так и материальные льготы и привилегии.

    Предприятия выпускают различную продукцию, на различном сырье и оборудовании, используют различную технологию, т.е. находятся в различных экономических условиях. Использование унифицированного налогообложения для таких предприятий вызывает различные проблемы и тенденции в деятельности разных предприятий. Унификация фискальной политики удобна для государства и налоговых органов.

    Но в последнее время учеными выявлена четкая зависимость от эластичности спроса на товар. В общем случае предприятия (фирмы, компании) с одинаковыми воспроизводственными характеристиками при одинаковом фискальном давлении будут придерживаться прямо противоположных целевых стратегий, если они попадают в разные группы с точки зрения эластичности спроса на их продукцию.

    Так, например, имеются не только предприятия, но и целые отрасли, спрос на продукцию которых мало эластичен, а в ряде случаев эластичность может быть строго положительной. К таким отраслям и производствам относится топливно-энергетический комплекс.

    Имеются и другие производства, попадающие под действие одного из четырех хорошо известных эффектов: замены (Гиффина), Веблена, снобизма и повального увеличения. Эффект замены проявляется в переключении спроса с одной группы товаров на другую, а эффект Веблена – в росте спроса из-за отождествлениям потребителем происходящего роста цен с ростом качества товаров.

    Для таких структур эластичность спроса часто бывает положительной. К ним относятся предприятия, специализирующиеся на производстве украшений, ювелирных изделий, ультрамодных товаров и товаров первой необходимости.

    Именно рассмотренные выше предприятия и отрасли могут выдержать самый тяжелый налоговый пресс и от введения на их продукцию и доходы значительных ставок налогов выигрывают все слои общества.

    Другие предприятия, наоборот, при высоких ставках налогообложения могут оказаться в весьма трудных условиях. Здесь желательно вводить достаточно либеральные ставки налогов. В противном случае возможно развитие стагфляции, перерастающей в производственный коллапс на фоне галопирующей инфляции.

    Главным основным атрибутом по значению и объемам в любом государстве являются налоги. Налоги представляют собой выплаты физических и юридических лиц по определенным ставкам за получение доходов.

    Государству требуются значительные суммы в виде налогов, а предприниматели добиваются сокращения ставок и видов налогов, так как эти средства приходится изымать из оборота. Поэтому в каждом государстве ставят две задачи: максимизировать поступления в бюджет и минимизировать ставки и объемы налогов.

    Налоги в нашей республике действуют разные, и по разным ставкам. Налоговые поступления в бюджет в доле к ВВП снизились, и это снижение объясняется тем, что произошли структурные изменения в экономике, в частности, увеличились объемы выпуска продукции совместных и иностранных предприятий, облагаемых налогом по льготным ставкам. Сказались и негативные явления, такие, как рост, числа убыточных предприятий и неплатежи в бюджет, а также сокрытие доходов различными методами.

    Учитывая опыт развитых стран, целесообразно заранее извещать налогоплательщика о проведении налоговой проверки (в срок от 3 до 5 дней), а налоговые проверки предприятий и организаций, которые не имели нарушений, должны проводиться не чаще чем один раз год в год. Если же налогоплательщик регулярно сдает отчетность, не выявляющую никаких нарушений, то он может освобождаться от проверок на несколько лет.

    Основные проблемы устранения неплатежей налогов юридическими лицами являются в современных условиях особо важными. Сложившаяся в стране экономическая ситуация требует принятия срочных мер по полной мобилизации в бюджет всех уровней налоговых поступлений.

    В действующем законодательстве в области налогообложения в настоящее время отсутствует обоснованное представление о видах доходов, подлежащих налогообложению. Принятое в настоящее время разделение доходов и расходов по трем категориям – производство и реализация продукции, реализация основных фондов и внереализационные операции – в значительной степени условно. Поэтому многие вопросы решаются не путем применения норм закона, а ведомственно, через инструкции, письма, разъяснения, когда трудно избежать двойного налогообложения.

    Ряд налогов подлежит принудительному реформированию. К таким налогам относятся введение налога на недвижимость.

    Совершенствование механизма функционирования налога на недвижимость предлагает: создание кадастра земли, кадастра недвижимости, реестр собственников, автоматизированной системы управления недвижимостью, создание системы юридического консультирования по вопросам оценки земли.

    При определении основных направлений налоговой политики следует исходить из особой важности стимулирования роста производства и его качественного параметра, в основе приоритетов также должно быть заложено решение проблем экологии и социальной сферы, развитие производства товаров народного потребления, торговли и бытового обслуживания населения. Анализ проделанный в работе показал что основной акцент в области пополнения бюджета страны делается на косвенные налоги, хотя считается что для регулирования экономики наиболее приемлемым инструментом являются прямые налоги.

    Совершенствование налоговой системы в Кыргызской Республике позволит быстро и надежно решить практически все вопросы, мешающие стране нормально и достойно развиваться.

    Список использованной литературы

    налог подоходный взимание реформирование

    1. Налоговый кодекс Кыргызской Республики от 26 июня 1996 года.

    2. Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Налоговый Кодекс Кыргызской Республики» от 21 декабря 1999 г. №135 // Нормативные акты КР – 1999.

    3. Постановление Правительства Кыргызской Республики от 1 ноября 1996 г. №201 «О некоторых мерах по усилению государственного налогового контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов» // Бизнесмен К – 1996, №84.

    4. Постановление Правительства Кыргызской Республики от 9 августа 1995 г. №340 «О состоянии дел по совершенствованию сбора налогов путем внедрения ККМ» // Нормативные акты КР -1995, №8.

    5. Сборник нормативных актов по налогам и налогообложению // ГНИ при МФКР – Б, Нормативные акты, 1998.

    6. Все о налогах: Нормативные акты КР // ГНИ при МФКР – Бишкек, 1997.

    7. Асанбекова Т.А. «Налоговый учет и аудит расчетов с бюджетом». // Учебник. Б, 1999.

    [1] «Основы бизнеса в Кыргызстане» коллектив Бишкекского Центра поддержки МСП (проект ПРООН/ЮНИДО/КЫР/97/001). Бишкек, 10 января 2000г. стр. 158

Leave a Reply

Your email address will not be published.Required fields are marked *